Решение №17/80365/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-659/16 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 21 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-659/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СтройРезерв» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.11.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

 

при участии представителей: <...>

,

рассмотрев жалобу ООО «СтройРезерв» от 08.11.2016 № 0811/01 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок в электронной форме № 2340/ЗКТЭ-ДЖВ/16 на право заключения договора на поставку многоместных секций кресел в залы ожидания (извещение № 31604209005) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СтройРезерв» (далее - Заявитель) от 08.11.2016 № 0811/01 (вх. 164414-ЭП/16 от 08.11.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок в электронной форме № 2340/ЗКТЭ-ДЖВ/16 на право заключения договора на поставку многоместных секций кресел в залы ожидания (извещение № 31604209005) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

14.10.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске заявке Заявителя на участие в закупке.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Жалобы и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из довода Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске заявке Заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок, представленных для участия в Запросе котировок от 02.11.2016 2340/ЗКТЭ-ДЖВ/16/2 Заявителю отказано в допуске: «в связи с представлением недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных в составе заявки, подтверждающих соответствие квалификационному требованию указанного в п.2.2, на основании пункта 6.5.5 котировочной документации».

Пунктом 7.1.3 Документации установлено, что котировочная заявка участника, не соответствующая требованиям котировочной документации, отклоняется.

В соответствии с пунктом 2.2. Документации: «Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.

В подтверждение того, что участник является производителем товаров либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:

- документ, подтверждающий, что участник является производителем;

или

- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;

или

  • договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику».

Из представленных на заседание Комиссии ФАС России материалов, а также пояснений представителя Заказчика, следует, что Заявитель представил в составе заявки письмо от производителя АО «Дебьют» (далее - Производитель) подтверждающее наличии у Заявитель статуса дилера.

При этом, Заказчиком в рамках рассмотрения заявки был направлен для подтверждения статуса участника в качестве дилера запрос в адрес Производителя, в связи с чем письмом №1/259 от 28.10.2016 Производитель представил ответ, что у Заявителя отсутствует статус дилера.

Вместе с тем, установление в Документации указанного требования ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц (производителя, дилера).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России при рассмотрении Жалобы выявлены следующие нарушения.

1. Пунктом 2.1. Документации установлено требование: «Участник должен иметь опыт осуществления поставок многоместных секций кресел, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1  котировочной документации. При этом учитывается стоимость всех поставленных оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) многоместных секций кресел. В подтверждение опыта выполнения поставки товаров участник в составе заявки представляет:

- документ по форме приложения № 8 к котировочной документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.1 котировочной документации;

и

- накладные о поставке товаров;

и

- договоры на поставку товаров (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)».

Вместе с тем, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

Кроме того, поставщик может не являться производителем товара, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам закупки в качестве обязательного для участников Запроса котировок, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, Закона о закупках.

2. Согласно пункту 5.3.3.1 Документации: «Отсутствие у участника запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также на которые представлены отсрочка (рассрочка) либо инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо реструктурированные в соответствии с законодательством Российской Федерации). Участник запроса котировок считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в запросе котировок в размере не более 1000 рублей».

При этом, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Запроса котировок, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Запросе котировок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Пунктом 6.5.8 Документации установлено, что «Заказчик вправе до подведения итогов запроса котировок в письменной форме запросить у участников запроса котировок информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в котировочной документации. При этом не допускается изменение и(или) дополнение заявок участников».

В соответствии с пунктом 6.5.10 Документации «1.1.1. Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок.».

Вместе с тем, возможность участия в закупки с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса котировок и отказ в допуске участникам Запроса котировок в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно пункту 7.7.1 Документации техническое предложение представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 котировочной документации.

Пунктом 3 Документации установлено, что в составе заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участником. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания.

При этом пунктом 3.2.1 Документации предусмотрено, что в техническом предложении участник должен также указать информацию о предлагаемых работах, соответствующих требованиям технического задания документации, по форме таблицы № 2:

№ п/п

Наименование работ

Инновации, высокотехнологичная продукция

Производитель

(выступает ли участник в качестве лица, выполняющего работы) (да/нет)

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Так, Заказчиком в Документации установлены требования к составу заявки не позволяющие однозначно установить, какую именно форму технического предложения должна содержать заявка участника Запроса котировок, что не позволяет сформировать заявку на участие в закупки надлежащим образом.

Учитывая изложенное, требования к составу заявки не позволяющие однозначно установить какую форму технического предложения должна содержать заявка противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать жалобу ООО «СтройРезерв» от 08.11.2016 № 0811/01 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок в электронной форме № 2340/ЗКТЭ-ДЖВ/16 на право заключения договора на поставку многоместных секций кресел в залы ожидания (извещение №31604209005) обоснованной.

      • Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушения части
        1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
        лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 16.11.2016 № 223ФЗ-659/16.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.11.2016 № 223ФЗ-659/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны