Решение №17/83375/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-701/16 по результатам рассмотрения жалобы ... от 1 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-701/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВСУ-Центр» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.11.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «ВСУ-Центр» от 18.11.2016 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на комплексную уборку и озеленение на Комплексе «Деловой центр» ПАО «Газпром» по адресу: г. Москва, п. Сосенское, пос. Газопровод, д.101 для нужд ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 62587 (извещение № 31604185748) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ВСУ-Центр» (далее - Заявитель) от 18.11.2016 № б/н (вх. 170934/16 от 18.11.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на комплексную уборку и озеленение на Комплексе «Деловой центр» ПАО «Газпром» по адресу: г. Москва, п. Сосенское, пос. Газопровод, д.101 для нужд ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 62587 (извещение № 31604185748) (далее - Запрос предложений, Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

07.10.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата и время окончания подачи заявок – 21.10.2016 в 12:00;

дата и время рассмотрения заявок11.11.2016 в 14:00;

дата и время подведения итогов11.11.2016 в 14:00.

На участие в Запросе предложений подано 8 заявок, допущено 8 заявок.

Победителем Запроса предложений признано ООО «Группа компаний Сервис-Мастер» с предложением о цене договора 54 499 997, 57 рублей (с НДС).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

2. Заказчиком в протоколе заседания комиссии по подведению итогов закупки не представлен подробный порядок начисления баллов заявкам участников.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы Заявителя Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки заявок на участие в закупке.

Согласно Протоколу № 1/0001/16/6/0062587/ПАО Газпром/ЗП/ГОС /Э/07.10.2016 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений от 16.11.2016(далее — Итоговый протокол) заявке Заявителя присвоено 79,84 балла.

Пунктом 2.9.4 Документации установлено, что анализ заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» (далее - Приложение № 3).

В соответствии с разделом 3 Приложения 3 к Документации предусмотрено следующее:

«Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:

  • Оценка квалификации Участника

  • Оценка технического предложения

  • Оценка коммерческого предложения.

Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент значимости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).

Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

 

Квалификация Участника

30%

Коммерческое предложение

40%

Техническое предложение

30%

Всего

100

 

Квалификация участника оценивается в ом числе по критерию :

 


п/п

Критерии оценки*

Весомость**

Предмет оценки

Принцип учета критерия

Значение показателя (баллы)

Итоговый
результат

 

 

А

 

 

В

S = А х В

3

Опыт выполнения работ/оказания услуг  оценивается  количеством предоставленных Участником закупки договоров и отзывов к ним

Представленные договора оцениваются по следующим параметрам:

1.       - Тематика (указана в п. 4.1.21 Документации)

2.       - Стоимость договора (не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки)

- Наличие копии выполненного догов

0.50

Количество представленных в заявке участника выполненных договоров и отзывов по ним от Заказчиков за последние 3 года

B=∑_

(n=0)^kД

 

где:

Д – договор с отзывом (1 балл)

      договор без отзыва (0,5 балла)

k – количество представленных договоров.

Максимальное кол-во баллов – 10.

 

 

 

 

Представители Заказчика на заседание Комиссии ФАС России представили расчет баллов, а также заявку Заявителя и пояснили, что по критерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг» оценке подлежит договор, стоимость которого не менее 50% от начальной максимальной цены закупки, при этом в случае представления к такому договору положительного отзыва заявке участника присваивается по 1 баллу за каждый договор.

Вместе с тем, требованию Документации о том, что стоимость договора должна составлять не менее 50% от начальной максимальной цены соответствует 3 договора из 27 договоров представленных в заявке Заявителя, в связи с чем заявке Заявителя присвоено 3 балла по критерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг»

Кроме того, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также не представили документов, информации подтверждающей, что Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в протоколе заседания комиссии по подведению итогов закупки не представлен подробный порядок начисления баллов заявкам участников.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 9.9.2. Положения о закупке решение комиссии по подведению итогов Запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в Запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в Запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в Запросе предложений; о принятом решении; в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

Вместе с тем, Законом о закупке не предусмотрено требование об обязательном указании в протоколе подведения итогов Запроса предложений порядка начисления баллов заявкам участников закупки.

Итоговый протокол содержит информацию, предусмотренную Положением о закупке, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрение Жалобы по существу Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей по установленной в Документации форме 6 «Порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника». В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.32 «Информационной карты» Документации участнику в составе заявке необходимо представить перечень документов на субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ установленных пунктом 3.8 Документации, в том числе формы предусмотренные к заполнение участниками закупки.

Установление требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи такой заявки сведений о субподрядчиках/ соисполнителях, а также документов от субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Пунктом 4.1.21 «Информационной карты» Документации Заказчиком установлено требование: «Участник не менее 3-х лет (желательно), предшествующих настоящему запросу предложений, должен оказывать услуги по комплексной уборке и озеленению – является оценочным критерием».

Вместе с тем пунктом 11.3 «Технического задания» Документации установлено требование о то что исполнитель по договору должен иметь опыт работы в области оказания клининговых услуг не менее 3-х лет на подобных объектах (здания, группы зданий, расположенные на одной территории, общей площадью офисных и вспомогательных помещений около 80 000 кв.м.; общей площадью твердых покрытий на территории около 40 000 м2, газонов – около 22 000 м2 ).

Комиссия ФАС России изучив требования Документации, приходит к выводу, что установленные Заказчиком в Документации требования к опыту не позволяют однозначно установить, каким именно опытом необходимо обладать участнику Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации неоднозначные требования к опыту участников закупки противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Пунктом 1.4.4 Документации установлено: «Комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

В соответствии с пунктом 10 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников Запроса предложений»:

 

9

Представление в установленные сроки Участником Организатору письменных разъяснений положений поданной им Заявки по письменному запросу Организатора, в том числе обоснование им цены Заявки по отдельным номенклатурным позициям

Ответ на запрос организатора

Наличие ответа и достаточность сведений, представленных в установленный срок

Отсутствие ответа на запрос в установленный срок и недостаточность сведений.

 

Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен объем сведений, на основании которых Заказчиком будет оцениваться недостаточность сведений представленных участником закупки.

Кроме того, установление требования о запросе Заказчиком дополнительных разъяснений положений заявок участников, зависит от волеизъявления Заказчика, так как данное положение может применяться не в равной мере ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

4.1 Пунктом 11.2 «Технического задания» Документации предусмотрено требование к исполнителю по договору: «Иметь в наличии необходимые для Юридических лиц РФ документы разрешающие Исполнителю оказывать услуги по выполнению обязательств, являющихся предметом договора».

Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлен подробный перечень разрешающих документов, что не позволяет участникам закупки однозначно установить, какие документы необходимо иметь для исполнения обязательств по договору, в связи с чем установление данных требований в Документации ограничивает количество участников закупки.

    • Пунктом 11.5 «Технического задания» Документации установлено требование, о том что исполнитель по договору должен иметь собственную производственную базу и персонал, имеющий профессиональную подготовку и квалификацию, необходимые  для оказания услуг, выполнения работ по договору.

Кроме того, согласно пунктам 3.6.6 — 3.6.7 Документации предусмотрено, что участнику закупки необходимо представить справку о материально-технических ресурсах по форме 4, справку о кадровых ресурсах по форме 5.

Однако Заказчиком в Документации не установлены требования к производственной базе, а также какие сведения необходимо представить участнику в составе заявки, и для исполнения каких обязательств по договору требуется данная база.

Также, Заказчиком в составе Документации не установлен перечень персонала необходимого для исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки, а также не указано какой профессиональной подготовкой, квалификацией необходимо обладать персоналу участника закупки, что бы соответствовать требованиям предусмотренным Документацией.

Таким образом, данные требования Документации не позволяют участникам закупки определить, какой базой, а также персоналом необходимо обладать для исполнения обязательств по договору, что бы в полном объеме соответствовать с требованиями Документации, в связи с чем установление данных требований в Документации ограничивает количество участников закупки.

    • Согласно пункту 13 «Технического задания» Документации исполнитель по договору обязан предоставить Заказчику паспорта, сертификаты на применяемое оборудование и материалы.

Вместе с тем, Заказчиком в положения Документации не указан перечень паспортов, сертификатов, которые необходимо представить исполнителю в период исполнения обязательств по договору, что ограничивает количество участников закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в Документации нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как по вышеуказанным нарушениям заявки участников закупки не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «ВСУ-Центр» от 18.11.2016 № б/н (вх. 170934/16 от 18.11.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на комплексную уборку и озеленение на Комплексе «Деловой центр» ПАО «Газпром» по адресу: г. Москва, п. Сосенское, пос. Газопровод, д.101 для нужд ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 62587 (извещение № 31604185748) необоснованной.

      • Признать ПАО «Газпром» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • ПАО «Газпром» не выдавать обязательное к исполнению предписание, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.11.2016 № 223ФЗ-701/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны