Решение №17/84478/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-710/16 по результатам рассмотрения жалобы ... от 6 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-710/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ленпромарматура» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

01.12.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Судоэкспорт»: <...> - доверенность от 30.11.2016 № 001-05-65, <...> - доверенность от 30.11.2016 №001-05-64, <...> - доверенность от 29.11.2016;

ООО «Ленпромарматура»: <...> - доверенность от 30.11.2016 № 176, <...> - доверенность от 30.11.2016 № 177;

рассмотрев жалобу ООО «Ленпромарматура» от 23.11.2016 № Н633/12 на действия (бездействие) заказчика ОАО «Судоэкспорт» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку судовой арматуры (извещение № 31604273229)в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Ленпромарматура» от 23.11.2016 № Н633/12 на действия (бездействие) заказчик ОАО «Судоэкспорт» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку судовой арматуры (извещение № 31604273229) (далее — Запрос предложении, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Судоэкспорт», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Судоэкспорт» от 01.07.2013 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

31.10.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложении (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —10.11.2016;

дата подведения итогов—14.11.2016.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно отказано в допуске заявке Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Из довода Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске заявке Заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2.1 Положения о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 11.11.2016 заявке заявителя отказано в допуске к участию в Запросе предложении, в связи с не соответствует требованиям закупочной процедуры, поскольку в комплекте документов отсутствует документ, указанный в  пункте 15 «Информационной карты» Документации, а именно отсутствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 календарных дней до даты предоставления заявки (предложения) или нотариально заверенная копию такой выписки.

Заявитель представил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную 03.08.2016г.

Подпунктом 11 пункта 5.4.12 Положения о закупке предусмотрено, что Документация должна содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участником закупки для подтверждения их соответствия.

Согласно пункту 2.9.3.1 Документации не предоставление участником документов, указанных в пункте 15 раздела 4 «Информационная карта процедуры», или их частичное предоставление, может служить основанием для принятия закупочной комиссией решения об отказе участнику в допуске к процедуре.

В соответствии с пунктом 15 «Информационной карты» Документации для подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным Документации участнику необходимо в составе заявки представить, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не позднее 30 календарных дней до даты предоставления заявки (предложения) или нотариально заверенную копию такой выписки (далее — Выписка).

Как следует из Жалобы Заявителя, им ошибочно в составе заявки представлена Выписка от 03.08.2016г.

Кроме того, на заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, в том числе заявку Заявителя.

При ознакомлении с заявкой Заявителя установлено, что данная заявка содержит Выписку от 03.08.2016г., что превышает срок 30 дней предусмотренный требованием Документацией.

Таким образом, заявка Заявителя не соответствует требованиям Документации и отклонена Комиссией Заказчика правомерно.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Подпунктом 13 пункта 5.4.12 Положения о закупке предусмотрено аналогичное требование к содержанию Документации.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату и календарную дату окончания срока о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование к составу Документации установлено подпунктами 14, 13 Положения о закупке.

Пунктом 22 «Информационной карты» Документации предусмотрена методика оценки заявок участников, в том числе критерии для оценки лучших условий исполнения договора: цена договора, срок поставки.

Согласно данной методики оценки компаниям присваиваются баллы по  сто балльной системе.

Так, компании с наименьшей суммой исполнения договора и наименьшим сроком поставки товара присваивается 10 баллов, итоговый рейтинг остальных заявок участников рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки.  

Таким образом, методика оценки не содержит шкалы начисления баллов ранжирования мест между заявками участников, чьи предложения не содержат минимальной цены и минимального срока поставки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в установленном Заказчиком порядке оценки заявок на участие в Запросе предложений отсутствует порядок присвоения баллов, а именно шкала начисления баллов или формула присвоения баллов с целью определения ранжирования мест заявок участников закупки, чьи предложения не содержат минимальной цены и минимального срока поставки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.

Вместе с тем, пунктом 5.5.2 Положения о закупке установлено, что срок и порядок заключения договора устанавливаются Документацией.

При этом пунктом 23 «Информационной карты» Документации предусмотрено, что договор заключается не более пяти дней от даты опубликования протокола о результатах Запроса приложении.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, пояснениям представителей Заказчика дата подведения итогов Запроса предложений 11.11.2016.

Дата заключения договора по итогам проведения Запроса предложений 17.11.2016.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации неправомерно установлен срок заключения договора, что нарушает часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

  • Признать жалобу ООО «Ленпромарматура» от 23.11.2016 № Н633/12 на действия (бездействие) заказчика ОАО «Судоэкспорт» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку судовой арматуры (извещение № 31604273229) необоснованной.

  • Признать в действиях ОАО «Судоэкспорт» нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 10, 12, 13 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.12.2016 № 223ФЗ-710/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

  • Выдать обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 01.12.2016 № 223ФЗ-710/16, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны