Решение №17/8586/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-48/16 по результатам рассмотрения жалобы О... от 12 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-48/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Труал» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

09.02.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителя АО «Особая Экономическая Зона Промышленно - производственного типа «Моглино»: <...>, действующего на основании доверенности от 08.02.2015 б/н, <...>, действующей на основании протокола №33 заседания Совета директоров АО «Особая экономическая зона промышленно - производственного типа «Моглино».

представители ООО «Труал» на заседание комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Труал» б/д б/н на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Труал» (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726) (далее – Конкурс; Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг
«Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино», утвержденным решением заседания Совета директоров открытого акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» (Протокол № 16 от 25.03.2014 г.) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя следующими действиями Заказчика:

      • установлением требования об обязательном наличии печати у участника закупки;

      • необоснованным сокращением сроков подачи заявки на участие в закупке;

      • из положения Заказчика не представляется возможным определить, какой именно квалификацией необходимо обладать работникам организации;

      • в Документации не регламентировано применение экспертной оценки по критерию наличия производственных площадей;

      • в Документации не регламентировано применение экспертной оценки по критерию наличия у участника МТР.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2 статьи 4 Положения о закупке.

Пунктом 13 «Информационной карты» Документации установлены требования к содержанию, составу заявки в том числе:

« 5. Заверенные единоличным исполнительным органом (или иным лицом, уполномоченным действовать от имени участника закупки) и печатью организации копии документов и сведения, подтверждающие финансовые ресурсы участника закупки.

7. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее – руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридических лиц).

      • Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, заверенное исполнительным органом и печатью организации.

      • Заверенные единоличным исполнительным органом (или иным лицом, уполномоченным действовать от имени участника закупки) и печатью организации копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц)».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.

В соответствии с пунктом 6.1.4 Документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается комиссией в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном заверение печатью участника копий документов, что ограничивает круг участников закупки.

Также Заказчиком в пункте 1.2.2. Документации установлено, что в случае, если на стороне одного участника закупки выступает несколько юридических (физических) лиц или участник закупки планирует привлечение субподрядчиков (соисполнителей, субпоставщиков), указанные требования могут быть предъявлены Заказчиком ко всем лицам, выступающим на стороне одного участника закупки, ко всем субподрядчикам (соисполнителям, субпоставщикам), привлекаемым участником закупки для исполнения условий договора.

Таким образом, Заказчик оставляет за собой право предъявлять требования установленные Документации ко всем лицам со стороны участника, а не в целом к участнику, что заранее ограничивает участие нескольких лиц со стороны одного участника.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3.1. Документации привлечение к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей, субпоставщиков допускается в случае, если такое право предусмотрено проектом договора (информационной картой).

Пунктом 6.9 Раздела IV. «Проект договора строительного подряда» Документации установлено, что в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от подрядчика уведомления о привлечении субподрядчика, необходимо согласовать кандидатуру субподрядчика или дать обоснованный отказ.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчик заведомо ограничивает участника в привлечения субподрядчиков оставляя за собой право на отказать согласования кандидатуры субподрядчика.

Таким образом, установленные Заказчиком вышеуказанные требования и положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2 статьи 4 Положения о закупке, а также нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о закупках Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Положения о закупке Конкурсная документация, в том числе извещение о проведении открытого конкурса, размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

На заседании Комиссия ФАС России установила, что Извещение о проведение Конкурса было размещено в ЕИС 24.12.2015, а дата окончания подачи заявок 14.01.2016 16.00, что составляет 21 календарный день.

При этом последний день подачи заявок на участие в Конкурсе приходился на рабочий день.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не были нарушены сроки размещения Извещения.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • В соответствии с пунктом 2.3. «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации количество персонала в штате участника, обладающего соответствующей квалификацией и стажем работы по специальности в организации участника не менее 3 лет до момента подачи заявки на участие в торгах, с предоставлением подтверждающих документов. Подтверждается выпиской из штатного расписания участника, копиями трудовых книжек или иных документов, подтверждающих стаж работы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что под соответствующую квалификацию подпадают все сотрудники участника обладающие высшим образованием и стажем работы не менее 3 лет в независимости от специализации сотрудника, так как участник сам определяет перечень специалистов необходимых для выполнения данных работ.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что участник закупки самостоятельно указывает информацию о специалистах необходимых ему для выполнения данных работ, Заказчик принимает во внимание наличие продолжительности опыта работы персонала в компании участника закупки.

При этом при оценке заявок Комиссия Заказчика не рассматривала документы и сведения о наличие конкретной квалификации у участника закупки.

Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.6. «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации участник должен обладать производственными площадями. Под наличием производственных площадей понимается наличие у участника на праве собственности, аренды или ином законном основании площадей (зданий, строений, сооружений и т.п.), предназначенных для оперативного обеспечения строительства материально-техническими ресурсами. Предмет оценки – удаленность производственных площадей от места выполнения работ (территория ОЭЗ ППТ «Моглино») и общая площадь производственных площадей. Экспертная оценка.

Кроме того, пунктом 2.5. «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации установлено, что участник должен обладать материально-техническими ресурсами (МТР), необходимыми для выполнения работ по предмету конкурса. Предмет оценки – соответствие МТР составу МТР, установленном в ПОС, являющемся частью проектной документации по объекту, в том числе их аналогам. Экспертная оценка.

Пунктом 2.5 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации» Заказчик устанавливает максимальное значение показателя в баллах по данному критерию 10 баллов.

На заседании Комиссия ФАС России изучив материалы представленные представителем Заказчика приходит к выводу, что Заказчиком не раскрыто на основании каких показателей начисляются данные баллы, кроме того в оценке отсутствует формула расчета баллов по данному критерию.

Также из данных формулировок не представляется возможным определить, кто будет привлечен Заказчиком в качестве экспертов.

Таким образом, установление вышеуказанных критериев противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Труал» б/д б/н на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726) обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требования о обязательном наличии печати у участника; согласовании кандидатуры субподрядчика с заказчиком; не установления порядка экспертной оценки.

  • Признать АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» нарушившим часть 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • В связи с тем, что по выявленным нарушениям переданы на основании Решения № 223ФЗ-49/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.02.2016 № 223ФЗ-49/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы дела по решению от 09.02.2016 № 223ФЗ-48/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

  • В связи с тем, что по выявленные нарушениям выдано Предписание от 09.02.2016 № 223ФЗ-49/16, по данному делу предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны