Решение №17/8587/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-49/16 по результатам рассмотрения жалобы О... от 12 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-49/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Лукигазстрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

09.02.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителя АО «Особая Экономическая Зона Промышленно - производственного типа «Моглино»: <...>, действующего на основании доверенности от 08.02.2015 б/н, <...>, действующей на основании протокола №33 заседания Совета директоров АО «Особая Экономическая Зона Промышленно - производственного типа «Моглино».

представители ООО «Лукигазстрой» на заседание комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Лукигазстрой» от 02.02.2016 №2/16П на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Лукигазстрой» (далее - Заявитель) от 02.02.2016 №2/16П на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726) (далее – Конкурс; Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг
«Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино», утвержденным решением заседания Совета директоров открытого акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» (Протокол № 16 от 25.03.2014 г.) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя следующими действиями Заказчика:

1. в Документации не регламентировано применение экспертной оценки по критерию наличия производственных площадей;

      • в Документации не регламентировано применение экспертной оценки по критерию наличия у участника МТР;

      • Документация не содержит четких и объективных правил присвоения баллов;

      • Документация не содержит четких разъяснений о том всем ли требованиям, предъявляемым к участникам закупки необходимо соответствовать лицам, выступающим на стороне на одного участника.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1.В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.6. «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации участник должен обладать производственными площадями. Под наличием производственных площадей понимается наличие у участника на праве собственности, аренды или ином законном основании площадей (зданий, строений, сооружений и т.п.), предназначенных для оперативного обеспечения строительства материально-техническими ресурсами. Предмет оценки – удаленность производственных площадей от места выполнения работ (территория ОЭЗ ППТ «Моглино») и общая площадь производственных площадей. Экспертная оценка.

Кроме того, пунктом 2.5. «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации установлено, что участник должен обладать материально-техническими ресурсами (МТР), необходимыми для выполнения работ по предмету конкурса. Предмет оценки – соответствие МТР составу МТР, установленном в ПОС, являющемся частью проектной документации по объекту, в том числе их аналогам. Экспертная оценка.

Пунктом 2.5 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Документации» Заказчик устанавливает максимальное значение показателя в баллах по данному критерию 10 баллов.

На заседании Комиссия ФАС России изучив материалы представленные представителем Заказчика приходит к выводу, что Заказчиком не раскрыто на основании каких показателей начисляются данные баллы, кроме того в оценке отсутствует формула расчета баллов по данному критерию.

Также из данных формулировок не представляется возможным определить, кто будет привлечен Заказчиком в качестве экспертов.

Таким образом, установление вышеуказанных критериев противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать критерии и порядок оценки заявок участников закупочной процедуры.

Пунктом 3 статьи 24 Положения о закупке установлены критерии оценки заявок участников:

- помимо цены договора могут быть:

-функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

- качество работ, услуг;

- квалификация участника конкурса при закупке работ, услуг;

- расходы на эксплуатацию товара;

- расходы на техническое обслуживание товара;

- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг

  • объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Согласно пункту 5 статьи 24 Положения о закупке Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается локальным нормативным актом Заказчика и указывается в конкурсной документации.

В пункте 7 Документации содержится таблица критериев и порядка оценки:

 

Критерий

Содержание и показатели критерия

Значимость критерия в процентах

 

1. Цена договора

Цена договора, предлагаемая Участником закупки, включает в себя все затраты необходимые для исполнения договора, в том числе налоги, сборы и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в связи с исполнением договора и др.

30

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию, определяется по формуле:

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax – начальная (максимальная) цена договора, установленная в конкурсной документации;

Ai – предложение i-того участника конкурса по цене договора.

При оценке по данному критерию лучшим признается предложение участника с наименьшей ценой договора.

2. Квалификация участника конкурса

Показатели критерия

Максимальное значение показателя в баллах

 

2.1. Опыт выполнения аналогичных предмету открытого конкурса работ (измеряется количеством исполненных договоров за период с 2012 года до даты подачи заявки на участие в торгах (по дате исполнения), подтверждается копиями договоров и копиями документов, подтверждающих их исполнение (копии актов сдачи-приемки работ, справок по форме КС-3, актов КС-11/КС -14 (при наличии)).

Под аналогичными предмету открытого конкурса работами понимаются строительно-монтажные работы по строительству систем водоснабжения и/или сетей водоснабжения и/или сооружений водоснабжения.

Балл, присуждаемый заявке по данному показателю критерия, определяется по формуле:

Ci1 = Кi / Кmax*20

где:

Ci1 –балл, присуждаемый i-й заявке по указанному показателю критерия;

Кi – количественное значение исполненных участником договоров на выполнение аналогичных работ, шт.;

Кmах - максимальное количественное значение исполненных участником договоров на выполнение аналогичных работ из указанных участниками в заявках на участие в закупке, шт.

 

20

 

2.2. Опыт выполнения аналогичных предмету открытого конкурса работ (измеряется общей стоимостью аналогичных предмету открытого конкурса работ по исполненным договорам за период с 2012 года до даты подачи заявки на участие в торгах (по дате исполнения), подтверждается копиями договоров и копиями документов, подтверждающих их исполнение (копии актов сдачи-приемки работ, справок по форме КС-3, актов КС-11/КС -14 (при наличии)).

Под аналогичными предмету открытого конкурса работами понимаются строительно-монтажные работы по строительству систем водоснабжения и/или сетей водоснабжения и/или сооружений водоснабжения.

В случаях, если договором предусмотрено выполнение как строительно-монтажных работ, аналогичных предмету открытого конкурса, так и иных работ, участником конкурса должны быть приложены документы, позволяющие достоверно установить стоимость строительно-монтажных работ по договору, аналогичных предмету открытого конкурса.

Балл, присуждаемый заявке по данному показателю критерия, определяется по формуле:

Ci2 = Кi / Кmax*20

где:

Ci2 –балл, присуждаемый i-й заявке по указанному показателю критерия;

Кi – общая стоимость исполненных участником договоров на выполнение аналогичных работ, руб.;

Кmах – максимальная стоимость исполненных участником договоров на выполнение аналогичных работ из указанных участниками в заявках на участие в закупке, руб.

В случаях, когда из стоимости работ по договору невозможно выделить стоимость аналогичных строительно-монтажных работ, стоимость работ по данному договору не учитывается при расчете баллов по данному показателю критерия.

 

20

 

2.3. Количество персонала в штате участника, обладающего соответствующей квалификацией и стажем работы по специальности в организации участника не менее 3 лет до момента подачи заявки на участие в торгах, с предоставлением подтверждающих документов.

Подтверждается выпиской из штатного расписания участника, копиями трудовых книжек или иных документов, подтверждающих стаж работы.

Балл, присуждаемый заявке по данному показателю критерия, определяется по формуле:

Ci3 = Кi / Кmax*20

где:

Ci3 –балл, присуждаемый i-й заявке по указанному показателю критерия;

Кi - количественное значение квалифицированного персонала в штате участника, необходимое для выполнения работ, чел.;

Кmах - максимальное количественное значение квалифицированного персонала в штате участника, необходимое для выполнения работ из указанных участниками в заявках на участие закупке, чел.

 

20

 

2.4. Сведения о платежеспособности участника закупки – коэффициент текущей ликвидности по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Подтверждается Бухгалтерским балансом за последний отчетный год (по форме Приложения №1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. №66н).

Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

 

Ктл = АО / КО

где:

Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

АО – итоговое значение по разделу II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса;

КО – итоговое значение по разделу V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

 

Количество баллов:

Ктл 2 и более – 20 баллов

Ктл от 1,5 до 2 – 14 баллов

Ктл от 1 до 1,5 – 7 баллов

Ктл менее 1 – 0 баллов

 

20

 

2.5. Наличие у участника закупки материально-технических ресурсов (МТР), необходимых для выполнения работ по предмету конкурса.

Предмет оценки – соответствие МТР составу МТР, установленном в ПОС, являющемся частью проектной документации по объекту, в том числе их аналогам.

Под аналогами МТР понимаются МТР, обладающие соответствующими характеристиками, которые необходимы для выполнения работ, возложенных на МТР согласно ПОС, взамен которых представляется аналог.

Экспертная оценка.

10

 

2.6. Наличие производственных площадей.

Под наличием производственных площадей понимается наличие у участника на праве собственности, аренды или ином законном основании площадей (зданий, строений, сооружений и т.п.), предназначенных для оперативного обеспечения строительства материально-техническими ресурсами.

Предмет оценки – удаленность производственных площадей от места выполнения работ (территория ОЭЗ ППТ «Моглино») и общая площадь производственных площадей.

Экспертная оценка.

10

 

В случае непредставления участником в составе заявки документов, подтверждающих указанные в Заявке сведения о Квалификации, такой Заявке присваивается «0» баллов по соответствующему показателю критерия.

В случае представления участником в составе заявки в качестве подтверждающих сведения о Квалификации документов, не соответствующих предъявляемым к таким документам требованиям или содержащих информацию, несоответствующую запрашиваемой по указанным критериям, данные документы не будут учитываться при присвоении балов по соответствующему показателю критерия.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию, определяется по формуле:

Rci= Ci1+Ci2 +…Сik

где:

Rci – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Ci1, Ci2…Сik – значение в баллах (средние арифметические значения оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю критерия.

 

3. Срок выполнения работ

Срок выполнения работ, в течение которого участник конкурса в случае заключения договора должен выполнить работы, являющиеся предметом открытого конкурса:

Максимальный срок выполнения работ: 270 календарных дней с даты заключения договора.

20

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию, определяется по формуле:

 

где:

Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 - максимальный срок выполнения работ (календарных дней) с даты заключения договора;

 - минимальный срок выполнения работ (календарных дней) с даты заключения договора;

 - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку выполнения работ (календарных дней) с даты заключения договора.

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость. Итоговый рейтинг по i-ой заявке рассчитывается по формуле:

Ri = 0,3*Rаi + 0,5*i,+ 0,2*Rfi , где

i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «цена договора»;

i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «квалификация участника».

Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «срок выполнения работ».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен порядок присвоения баллов в соответствии с требованиями пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2 статьи 4 Положения о закупке.

Согласно пункту 1.2.2. Документации, если на стороне одного участника закупки выступает несколько юридических (физических) лиц или участник закупки планирует привлечение субподрядчиков (соисполнителей, субпоставщиков), указанные требования могут быть предъявлены Заказчиком ко всем лицам, выступающим на стороне одного участника закупки, ко всем субподрядчикам (соисполнителям, субпоставщикам), привлекаемым участником закупки для исполнения условий договора.

Таким образом, Заказчик оставляет за собой право предъявлять требования установленные Документации ко всем лицам со стороны участника, а не в целом к участнику, что заранее ограничивает участие нескольких лиц со стороны одного участника.

Пунктом 13 «Информационной карты» Документации установлены требования к содержанию, составу заявки:

5. Заверенные единоличным исполнительным органом (или иным лицом, уполномоченным действовать от имени участника закупки) и печатью организации копии документов и сведения, подтверждающие финансовые ресурсы участника закупки.

7. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее – руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридических лиц).

      • Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, заверенное исполнительным органом и печатью организации.

      • Заверенные единоличным исполнительным органом (или иным лицом, уполномоченным действовать от имени участника закупки) и печатью организации копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц).

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.

В соответствии с пунктом 6.1.4 Документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается комиссией в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном заверении печатью участника копий документов, что ограничивает круг участников закупки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3.1. Документации привлечение к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей, субпоставщиков допускается в случае, если такое право предусмотрено проектом договора (информационной картой).

Пунктом 6.9 Раздела IV. «Проект договора строительного подряда» Документации установлено, что в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от подрядчика уведомления о привлечении субподрядчика, необходимо согласовать кандидатуру субподрядчика или дать обоснованный отказ.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчик заведомо ограничивает участника в привлечения субподрядчиков, оставляя за собой право на отказ согласования кандидатуры субподрядчика.

Таким образом, установленные Заказчиком вышеуказанные требования и положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2 статьи 4 Положения о закупке, а также нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • ООО «Лукигазстрой» от 02.02.2016 №2/16П на действия (бездействие) АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Внутриплощадочные сети водопровода (хоз-бытового, технического и противопожарного водоснабжения), хоз-фекальной и ливневой канализации ОЭЗ ППТ «Моглино» (сооружения водоснабжения)» (извещение № 31503146726) обоснованной в части не установления Заказчиком порядка экспертной оценки.

  • Признать АО «ОЭЗ ППТ «МОГЛИНО» нарушившим часть 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.02.2016 № 223ФЗ-49/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Выдать обязательное к исполнению Предписание с учетом принятого решения от 09.02.2016 № 223ФЗ-49/16.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны