Решение №17/86325/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-741/16 по результатам рассмотрения жалобы <.... от 13 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-741/16
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
08.12.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,
при участии представителей: <...>,
рассмотрев жалобу гражданина <...> от 21.11.2016 б/д на действия (бездействие) заказчика АО «Мосинжпроект» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству станционных комплексов «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями и тупиков за станцией «Аминьевское шоссе». Участок ст. «Аминьевское шоссе» - ст. «Проспект Вернадского», с тупиками за ст. «Аминьевское шоссе» по объекту: «Юго-Западный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. «Проспект Вернадского» - ст. «Кунцевская». (извещение № 31604408802) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба гражданина Кулакова А.В. (далее - Заявитель) от 21.11.2016 б/д (вх. 177602-ЭП/16 от 01.12.2016) на действия (бездействие) заказчика АО «Мосинжпроект» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству станционных комплексов «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями и тупиков за станцией «Аминьевское шоссе». Участок ст. «Аминьевское шоссе» - ст. «Проспект Вернадского», с тупиками за ст. «Аминьевское шоссе» по объекту: «Юго-Западный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. «Проспект Вернадского» - ст. «Кунцевская». (извещение № 31604408802) (далее — Запроса предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг акционерным обществом «Мосинжпроект», утвержденным Советом директоров протоколом № 6-2015/16 от 02.10.2015 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.11.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложении (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок —12.12.2016 в 09:00;
дата рассмотрения заявок —12.12.2016 в10:00;
дата подведения итогов—12.12.2016 в 16:00 .
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, нарушены положения Закона о закупках, а именно:
1. В составе Документации отсутствует проектно-сметная документация;
2. В Документации неправомерно установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, в том числе о наличии свидетельства выданного саморегулируемой организацией на виды работ, наличии кадровых и материальных ресурсов.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
-
-
-
Из Жалобы Заявителя следует, что в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация.
-
-
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС в составе Документации, Заказчиком размещена ведомость ориентировочных объемов работ, перечень поставляемого Заказчиком-Генподрядчиком оборудования и давальческих материалов, график строительства, временный порядок определения стоимости строительно-монтажных работ, общие требования, к выполнения работ.
Пунктом 12.1.3 «Проекта договора» Документации предусмотрено, что после получения проектной документации положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства Стороны подписывают дополнительное соглашение об утверждении уточненной ведомости распределения цены договора с указанием видов и объемов работ согласно проектной документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика также пояснил, что проектно-сметная документация находится в стадии разработки, и будет передана исполнителю по договору.
Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации не позволяет участникам закупки сформировать заявки надлежащим образом в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, так как Документация не содержит объемы выполняемых работ, а также подробные технические характеристики объекта закупки.
Кроме того, отсутствие проектно-сметной документации на момент подачи заявки ставит участника в зависимость от Заказчика, так как фактическая стоимость договора будет рассчитана Заказчиком исключительно после получения положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта, что не позволяет участнику закупки однозначно сформировать коммерческое предложение.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Документации установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, в том числе о наличии свидетельства выданного саморегулируемой организацией на виды работ (далее- СРО), наличии кадровых и материальных ресурсов.
-
-
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Вместе с тем, Пунктом 16.4.1 Документации Заказчиком установлены виды работ, на которые необходимо представить свидетельства выданные СРО в составе заявки.
Кроме того, Заявитель и его представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также Заявителем не представлено документов, информации подтверждающих, что Заказчиком не установлен конкретный перечень видов работ, на которые необходимо представить в составе заявки копии свидетельства, выданные СРО.
Пунктом 16.6 Документации Заказчиком установлены Дополнительные квалификационные требования к участникам Запроса предложений, в том числе:
16.6.1 |
Наличие трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ: специалистов — не менее 10 (десяти) человек с высшим профессиональным образованием по квалификации «Инженер»; рабочих — не менее 100 (ста) человек. |
16.6.1.1 |
Подтверждается: - выпиской из штатного расписания с замещением с указанием фамилий, имен и отчеств сотрудников (для специалистов с приложением копий документов об образовании и/или свидетельств, характеризующих квалификацию); - и/или копией договора оказания услуг по предоставлению персонала (для специалистов с приложением копий документов об образовании и/или свидетельств, характеризующих квалификацию); - и/или договором оказания услуг с физическим лицом (для специалистов с приложением копий документов об образовании и/или свидетельств, характеризующих квалификацию). |
16.6.2 |
Наличие в собственности и/или в лизинге, и/или в аренде производственных мощностей, необходимых для выполнения работ: Экскаватор (не менее 1 ед.); Самосвал (не менее 1 ед.); Автокран грузоподъемностью от 20т. (не менее 1 ед.); Оборудование для стены в грунте и буросекущих свай (не менее 1 ед.); Буровые станки для крепления котлована (не менее 1 ед.); Тоннелепроходческий механизированный комплекс диаметром не менее 6,3 м (не менее 4 ед.); Автобетоносмеситель (не менее 1 ед.); Породопогрузочная машина (не менее 1 ед.). |
16.6.2.1 |
Подтверждается копией карточки учета организации имеющегося оборудования, и/или копией договора лизинга, и/или копией договора аренды оборудования, и/или копией ПТС. |
Вместе с тем, Заявитель и его представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также Заявителем не представлено документов, информации из которых однозначно можно придти к выводу, что вышеуказанное требование установлены неправомерно и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
3. Согласно пункту 4.4.3 «Проекта договора» Документации до заключения договоров субподряда (договоров об оказании услуг) подрядчик обязан согласовывать с Заказчиком-Генподрядчиком перечень субподрядных организаций, планируемых для привлечения к работам по строительству объекта.
Вместе с тем, возможность привлечения субподрядчиков зависит от волеизъявления Заказчика, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Указанные действия Заказчика противоречат пункту 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Кроме того, учитывая положение пункта 16.6.1 Документации требование о наличии у участника закупки кадровых ресурсов является основанием допуска, в то время, как в соответствии с приложением № 4 Документации является критерием оценки, что противоречит указанным требованиям Закона о закупках.
Таким образом, согласно приложению № 4 Документации установлены критериями оценки заявок участников Запроса предложений:
-
-
-
цена договора — значимость критерия 50%,
-
квалификация участника - значимость критерия 50%:
-
-
2.2 наличие трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ:
-специалисты с высшим профессиональным образованием по квалификации «Инженер» (значимость подкритерия 15%)
-рабочие (значимость подкритерия 35%).
В совокупности итоговая значимость критериев оценки составляет 100%.
Приложением №5 Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок.
При этом, в Приложением №5 отсутствует пропорциональная зависимость между представленным участником предложением присваиваемым местом, а также указанный порядок не содержит порядка присвоения баллов.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленный порядок оценки Заказчиком в Документации не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, присвоить первое место участнику предложившему такие условия, а также порядок оценки не содержит зависимый алгоритм начисления в зависимости от представленного предложения участником (документов, информации) начисляемых баллов.
Указанные действия Заказчика нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу гражданина <...> от 21.11.2016 б/д (вх. 177602-ЭП/16 от 01.12.2016) на действия (бездействие) заказчика АО «Мосинжпроект» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству станционных комплексов «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями и тупиков за станцией «Аминьевское шоссе». Участок ст. «Аминьевское шоссе» - ст. «Проспект Вернадского», с тупиками за ст. «Аминьевское шоссе» по объекту: «Юго-Западный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст. «Проспект Вернадского» - ст. «Кунцевская». (извещение № 31604408802) обоснованной в части отсутствия проектно-сметной документации в составе Документации.
-
Признать в действиях АО «Мосинжпроект» нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 1, 12, 13 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.12.2016 № 223ФЗ-741/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
-
Выдать обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 08.12.2016 № 223ФЗ-741/16, направленное на устранение выявленных нарушений.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
-