Решение №17/86331/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-742/16 по результатам рассмотрения жалобы О... от 13 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-742/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Саянская экспедиция» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

08.12.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Саянская экспедиция» от 14.11.2016 № 1 на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром проектирование», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда. Археологические исследования» (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ). Выполнение комплексных инженерных изысканий по инвестиционному проекту «Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения». Археологические исследования (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ) (извещение № 31604307396) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Саянская экспедиция» (далее - Заявитель) от 14.11.2016 № 1 (вх. 177612/16 от 01.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром проектирование» (далее - Заказчик), организатора ПАО «Газпром» (далее — Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда. Археологические исследования" (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ). Выполнение комплексных инженерных изысканий по инвестиционному проекту «Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения». Археологические исследования (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ) (извещение № 31604307396) (далее - Запрос предложений, Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика, Организатора регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09.11.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —17.11.2016 в 12:00;

дата рассмотрения заявок —25.11.2016 в 18:00;

дата подведения итогов—25.11.2016 в 18:00.

На участие в Запросе предложений подано 2 заявки, допущено 2 заявки.

Победителем Запроса предложений признано ООО «Геопроектизыскания» с минимальной ценой 25 265 189,32 рублей (с НДС).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупке, а именно Заказчиком неправомерно ограничен срок поставки товара, используемого при выполнение работ.

Представитель Организатора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из довода Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно ограничен срок поставки товара.

Кроме того, по мнению Заявителя предусмотренные закупкой работы не представляется возможным исполнить в указанных в «Задании» Документации климатических условиях в период ноябрь — декабрь, а также получение разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия составляет 30 календарных дней, что не позволяет исполнителю по договору исполнить обязательства в срок предусмотренный Документацией.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 4.9 «Информационной карты» Документации срок поставки товара октябрь 2016 - май 2018 года.

Кроме того, пунктом 9 «Задания» Документации установлен объект (место оказание услуг): Магистральный газопровод (МГ) «Сила Сибири» на участке «Ковыкта – Чаянда» протяженностью ориентировочно 803.0 км .

Представитель Организатора на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, и пояснил, что установленные Заказчиком к исполнению сроки не являются ограниченными, так как согласно пункту 3.20 положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации от 27.11.2013 г. № 85 в условиях, когда температура грунта опускается ниже 0 градусов по Цельсию предполагается наличие условий для производства работ: строительство закрытого павильона с искусственным обогревом и искусственным освещением,обеспечивающим положительную температуру грунта, что позволяет по мнению Заказчика проводить такие работы в ноября-декабре.

Кроме того, коэффициент заработной платы работников при таких условиях составляет 1,6, при этом в стандартных условиях работы коэффициент составляет 1,15.

Также, Организатор пояснил, что участники рынка археологических работ получают разрешение (открытый лист) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия в период своей деятельности, перечень таких организации представлен в открытом доступе на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, что сказывается на возможности принятия участия в данной закупке.

Вместе с тем, Заявитель и его представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также Заявителем не представлено доказательств из которых однозначно можно придти к выводу, что Заказчиком неправомерно установлен срок поставки, что ограничивает количество участников.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. Подпунктом 3.6.7 пункта 3.6 Документации Заказчиком установлен перечень документов подтверждающих соответствие участника квалификационным требованиям, в том числе заявка участника должна содержать порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника (Форма 5). В данной форме должны быть указаны все субподрядчики/соисполнители, привлекаемые к выполнению работ, оказанию услуг. В случае если Участник намеревается использовать субподрядчиков/соисполнителей для выполнения важных компонентов работ, оказания важных услуг или работ, услуг, составляющих более 10 процентов основного объема работ, услуг, в составе заявки на участие в запросе предложений должны быть представлены документы по субподрядчикам/соисполнителям в соответствии с пунктом 3.8.

Пунктом 3.8 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей участника, выполняющих важные компоненты работ, оказывающих важные услуги или работы, услуги, составляющие более 10 процентов основного объема работ, услуг.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Кроме того, привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора, а представление вышеперечисленных документов напрямую зависит от воли третьих лиц.

Установление вышеуказанных требований, в том числе к иным лицам, не являющихся участником закупки не соответствует пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Пунктом 1.4.4 Документации установлено: «Комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

В соответствии с пунктом 9 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников Запроса предложений»:

 

9

Представление в установленные сроки Участником Организатору письменных разъяснений положений поданной им Заявки по письменному запросу Организатора, в том числе обоснование им цены Заявки по отдельным номенклатурным позициям

Ответ на запрос организатора

Наличие ответа и достаточность сведений, представленных в установленный срок

Отсутствие ответа на запрос в установленный срок и недостаточность сведений.

 

Кроме того, пунктом 1.6.1 Документации Организатор оставляет за собой право на любом этапе закупки проверить соответствие участников и привлекаемых ими соисполнителей (субподрядчиков) требованиям, установленным в Документации о Запросе предложений, в том числе наличие заявленных ими производственных мощностей, технологического оборудования и трудовых ресурсов.

Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен объем сведений, на основании которых Организатором будет оцениваться недостаточность сведений представленных участником закупки, а также не установлен порядок осуществления проверки на соответствие участников и привлекаемых ими соисполнителей (субподрядчиков) требованиям, установленным Документацией.

Также пунктом 2.9.7 Документации предусмотрено, что в рамках рассмотрения и оценки заявки Организатор вправе запросить участников о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок на участие в Запросе предложений.

Вместе с тем, требования о запросе Заказчиком дополнительных разъяснений положений заявок участников, зависит от волеизъявления Заказчика, так как данное положение может применяться не в равной мере ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Пунктом 1.4.4 Документации установлено: «Комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

Согласно пункту 12 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации предусмотрено, что заявка участника отклоняется в случае непредставление одного, или нескольких документов в соответствии с подпунктами 4.1.22, 4.1.29 и 4.1.31 «Информационной карты» Документации.

В соответствии с пунктом 4.1.29 «Информационной карты» Документации участнику необходимо представить перечень документов, подтверждающих квалификацию в соответствии с пунктом 3.6

Подпунктом 3.6.5 пункта 3.6 Документации установлено, что участник должен представить в составе заявки информацию о выполнении аналогичных договоров по установленной в Документации форме «Справка о выполнении аналогичных договоров (Форма 3)».

Также в соответствии с подпунктом 3.6.12 пункта 3.6 Документации участнику необходимо представить отзывы (при наличии) о выполняемых (выполненных) участником работах, об оказываемых (оказанных) участником услугах, аналогичных предмету Запроса предложений.

В Документации Заказчиком не установлено содержание термина «аналогичных», что не позволяет участникам Запроса предложении однозначно определить, какими договорами, а также отзывами необходимо обладать участнику закупки, что бы заявка полном объеме соответствовала требованиям установленным Документацией, а также не подлежала отклонению Комиссией Организатора.

Установление неизмеряемого требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки заявок на участие в закупке.

Пунктом 2.9.4 Документации установлено, что анализ заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» (далее - Приложение № 3).

В соответствии с разделом 3 Приложения 3 к Документации предусмотрено следующее:

«Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:

  • Оценка коммерческого предложения

  • Оценка технического предложения

  • Оценка квалификации Участника

Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент значимости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).

Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

 

Коммерческое предложение

20%

Техническое предложение

40%

Квалификация участником

40%

 

Техническое предложение участника оценивается в том числе по критерию:

1

Качество технического предложения

0.70

Техническое предложение участника

10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении

 

Вместе с тем, Документация не содержит перечень «факторов» на основании которых техническое предложение в составе заявки участника будет признано наилучшем.

Комиссия приходит к выводу, что в установленном Организатором порядке оценки заявок на участие в Запросе предложений отсутствуют «факторы» на основании которых техническое предложение будет признано наилучшем, что также не позволяет присвоить баллы другим техническим предложениям по степени ранжирования, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупка .

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как по итогам рассмотрения и оценки заявок, как пояснил представитель Заказчика победителем признан участник с наименьшей ценой договора.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

      • Признать жалобу ООО «Саянская экспедиция» от 14.11.2016 № 1 (вх. 177612/16 от 01.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром проектирование», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда. Археологические исследования» (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ). Выполнение комплексных инженерных изысканий по инвестиционному проекту «Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения». Археологические исследования (историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земель подлежащих воздействию строительных и иных работ) (извещение № 31604307396) необоснованной.

      • Признать заказчика ООО «Газпром проектирование», организатора ПАО «Газпром» нарушившими часть 1 статьи 2, пункты 9, 12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Заказчику ООО «Газпром проектирование», организатору ПАО «Газпром» не выдавать обязательное к исполнению предписание, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.11.2016 № 223ФЗ-742/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны