Решение №17/87853/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1016/17 по результатам рассмотрения жалобы ... от 14 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1016/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЮФ «РЕМЕДИ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

11.12.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <....>

при участии представителей: <...>

АО «ЦС «Звездочка»: Шайтанова А.Д. - доверенность от 16.11.2017 № 545/276Д, Копытова Н.Я. - доверенность от 16.11.2017 № 545/278Д; Ананьева А.Н. - доверенность от 16.11.2017 № 545/277Д; Морозовой Е.В. от 16.11.2017 № 545/275Д, Шевцова И.В. - доверенность от 08.12.2017 № 545/307-Д, Юдина М.И. - доверенность от 08.12.2017 № 545/305-Д;

ООО «ЮФ «РЕМЕДИ»: Саченко И.А. - доверенность от 29.11.2017 № 203,

рассмотрев жалобу ООО «ЮФ «РЕМЕДИ» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса» ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск, Архангельская область, акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация», г. Санкт-Петербург. Мелководная набережная. Дноуглубление акватории (извещение № 31705667310) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЮФ «РЕМЕДИ» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса» ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск, Архангельская область, акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация», г. Санкт-Петербург. Мелководная набережная. Дноуглубление акватории (извещение № 31705667310) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ЦС «Звездочка», утвержденным решением Совета директоров АО «ЦС «Звездочка» от 31.01.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

26.10.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок 11.12.2017;

дата и время рассмотрения заявок 14.12.2017;

дата и время подведения итогов Запроса предложений 25.12.2017;

Начальная максимальная цена закупки составляет 2 176 300 948,63 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены принципы и требования Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком в Документации установлен избыточный перечень документов для подтверждения наличия у участника закупки материально-технических ресурсов в рамке оценки;

      • в Документации не установлено требования об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;

      • Заказчиком в Документации установлены избыточные требования к банковской гарантии, не предусмотренные Положением о закупке.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложении Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из довода Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Документации установлен избыточный перечень документов для подтверждения наличия у участника закупки материально-технических ресурсов в рамке оценки.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 8.2.9 Положения о закупке критерием оценки заявок на участие в Запросе предложении могут быть, в том числе обеспеченность материально-техническими ресурсами при закупках, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, во исполнение требований Закона о закупках Заказчик устанавливает порядок и критерии оценки заявок участников закупочной процедуры в Документации, руководствуясь требованиями Закона о закупках, Положения о закупке.

Согласно пункту 4.1.25 Информационной карты Документации критерием оценки заявки участника закупки является, в том числе наличие машин и механизмов. В подтверждение наличия материально-технических ресурсов участник закупки должен представить в составе заявки: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в процедуре, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок исполнения контракта (договора), зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в процедуре, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании; перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании оборудования, технологических средств, необходимых для выполнения работ, с указанием соответствующих характеристик либо превышающих количественные, качественные и технические характеристики, установленные документацией о закупке (Справка о материально-технических ресурсах по форме 11); копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на оборудование, технологические средства, необходимые для выполнения работ, являющихся предметом закупки (при наличии указанных объектов в собственности) или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки.

По мнению Заявителя, установление указанного требования к перечню подтверждающих документов ограничивает возможность присвоения максимального количества баллов заявке участника закупки, в отсутствие указанных документов. Учитывая, что срок подачи заявки на участие в Запросе предложений составляет менее одного месяца, участникам закупки, которые планируют взять указанные в Документации материально-технические ресурсы в аренду не представляется возможным произвести регистрацию права собственности на объект недвижимости до даты окончания подачи заявки.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что участникам закупки не представляется возможным в срок установленный для подачи заявки на участие в закупке, оформить вышеуказанные документы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы в Документации не установлено требования об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2.1 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в связи с выданным на основании принятого Комиссией ФАС России решения от 17.11.2017 № 223 ФЗ-964/17, Предписания от 17.11.2017 № 223 ФЗ-964/17 Заказчик внес в Документацию изменения 05.12.2015, в том числе в части требования к участникам закупки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Вместе тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил иных сведений, подтверждающих, что указанное требование является обязательным и влияет на исполнение обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Документации установлены избыточные требования к банковской гарантии, не предусмотренные Положением о закупке.

В соответствии с разделом 9 Положения о закупке в Документацию может быть включено требование об обеспечении заявки на участие в процедуре закупки. Размер обеспечения заявки на участие в процедуре закупки не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота). Обеспечение заявки, исполнения договора и гарантийных обязательств может быть оформлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной кредитной организацией, и/или передачи Заказчику/Организатору закупки в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) или иными видами обеспечения, указанными в закупочной документации.

Пунктом 11 Извещения установлено, что участника закупки должны предоставить обеспечение заявки в размере 5 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет: 108 815 047,43 рублей (Сто восемь миллионов восемьсот пятнадцать тысяч сорок семь рублей 43 копейки). Способ обеспечения заявки определяется участником закупки самостоятельно. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

- срок действия банковской гарантии;

- установленный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

- условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование, заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Срок действия безотзывной банковской гарантии, выданной банком, должен превышать срок подачи заявок не менее чем на два месяца.

  • банковская гарантия должна быть оформлена в банках, соответствующих статье 74.1. Налогового кодекса Российской Федерации.

Закон о закупках не содержит требований к обеспечению заявки, обязательств по договору, в том числе в виде банковской гарантии, в связи с чем Заказчик самостоятельно устанавливает указанные требования в Положении о закупке, Документации, при этом такие требования не должны противоречить требованиям предусмотренным законодательство Российской Федерации.

Вместе с тем, представитель Заявителя не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО « ЮФ «РЕМЕДИ» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «Звездочка» при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса» ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск, Архангельская область, акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация», г. Санкт-Петербург. Мелководная набережная. Дноуглубление акватории (извещение № 31705667310) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны