Решение №17/89422/18 Решение № 223ФЗ-802/18 от 6 ноября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-802/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

30.10.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

<...>

рассмотрев жалобу ООО «МорСтрой» от 22.10.2018 № 736 на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «З» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования для АО «ЦС «З» (извещение № 2024400000218000017) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «МорСтрой» (далее — Заявитель) от 22.10.2018 № 736 (вх. 172983/18 от 23.10.2018) на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «З» (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования для АО «ЦС «З» (извещение № 2024400000218000017) (далее — Конкурс, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (далее — Извещение, Документация), размещенным в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 03.10.2018, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • начальная (максимальная) цена договора — 2 244 057 352,06 рубля;

      • дата окончания подачи заявок — 24.10.2018;

      • дата окончания срока рассмотрения заявок — 07.11.2018;

      • на участие в Аукционе подана 1 заявка.

Согласно пункту 8 Информационной карты Документации работы по предмету Конкурса выполняются за счет собственных средств Заказчика и средств федерального бюджета.

Как следует из Жалобы, при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

      • Заказчиком неправомерно объединено в один лот выполнение работ по разработке проектной документации и выполнению строительно-монтажных работ, а также в проекте договора к Документации не установлено условие об оплате работ по разработке проектной документации;

      • Заказчиком в составе Документации не размещено приложение № 1 к обоснованию начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД).

В письменных пояснениях представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при составлении Документации Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрев представленные материалы, информацию и документы, размещенные в ЕИС по данной закупке, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно объединено в один лот выполнение работ по разработке проектной документации и выполнению строительно-монтажных работ, поскольку Документация не содержит документов, предусмотренных частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Также в проекте договора к Документации не установлено условие об оплате работ по разработке проектной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что в конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 563 (далее — Постановление № 563) утверждены правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Правила).

При этом согласно пункту 4 Правил контракт предусматривает, в том числе следующее условие: «подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с заданием на проектирование объекта капитального строительства, утвержденным заказчиком до заключения контракта и являющимся неотъемлемой частью документации о закупке».

Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика разработка проектной документации по объекту строительства «Реконструкция и техническое перевооружение гидротехнических сооружений, судоподъемного и транспортно-передаточного комплекса» завершена и не является предметом закупки, в связи с чем требования Постановления № 563 и условие об оплате услуг по разработке проектной документации не применимы. При этом указанная проектная документация прошла государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и имеет соответствующее положительное заключение.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что вышеуказанная проектная документация размещена в ЕИС в составе Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в составе Документации не размещено приложение № 1 к обоснованию расчета НМЦД.

Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 6.1 Информационной карты Документации обоснование НМЦД установлено в разделе V Документации.

Пунктом 1.1 раздела 1 «расчет начальной (максимальной) цены» раздела V Документации указана ссылка на «приложение № 1 к РНМЦ».

Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика ссылка на Приложение № 1 указана исключительно для согласования НМЦД Заказчиком с головной организацией (АО «ОСК») во исполнение обязательных указаний президента АО «ОСК». При этом отсутствие в составе Документации такого приложения не влияет на возможность формирования участниками Конкурса заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      • Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий  квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия оценки «квалификация участников закупки», за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В пункте 22 Информационной карты Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:

 

      • Цена контракта – значимость критерия 95 %.

      • Квалификация участников закупки – значимость критерия 5 % (далее – Критерий № 1).

Согласно Документации по Критерию № 1 установлен следующий порядок оценки:

«Показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» является наличие у участников на праве собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании на срок исполнения контракта оборудования (основных машин и механизмов или их аналогов) с количественными, качественными и техническими характеристиками, равными или превышающими количественные, качественные и технические характеристики, установленные в Таблице 5 раздела 12 проектной документации 702133-3818-ПОС.ПЗ.

Рейтинг заявки по критерию «Квалификация участников закупки» = (количество машин и механизмов оцениваемой заявки / максимальное количество машин и механизмов*) х 100 х значимость критерия

*Максимальное количество машин и механизмов = 42, в соответствии с Таблицей 5 раздела 12 проектной документации 702133-3818-ПОС.ПЗ.

Участник по показателю «Наличие машин и механизмов» должен использовать форму 8 раздела IV настоящей конкурсной документации».

Учитывая, что по результатам закупки заключается договор, предусматривающий выполнение строительно-монтажных работ, строительных работ, порядок оценки заявок не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку не установлен показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников конкурса» о значимости показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» не менее 50 процентов всех нестоимостных критериев оценки.

Кроме того, в пункте 22 Информационной карты Документации указано: «Рейтинг заявки по критерию «Качественные, … характеристики объекта закупки» = сумма баллов по показателям, предложенных участником х значимость критерия».

Вместе с тем, в соответствии с Документацией оценка заявок участников Конкурса по критерию «Качественные, … характеристики объекта закупки» не осуществляется.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, в связи с чем, установленный в Документации порядок оценки Заказчиком не применялся.

4. В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что проект договора Документации не содержит все возможные для начальной (максимальной) цены контракта данной закупки размеры штрафов, предусмотренные пунктом 9 Правил.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ООО «МорСтрой» (ИНН: 7819034005, ОГРН: 1167847185351) от 22.10.2018 № 736 на действия (бездействие) заказчика АО «ЦС «З» (ИНН <...>, ОГРН <...>) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на разработку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования для АО «ЦС «З» (извещение № 2024400000218000017) необоснованной.

      • Признать АО «ЦС «З» нарушившим часть 5 статьи 34, пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Выдать АО «ЦС «З» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ООО "МорСтрой"
ИНН 7819034005, ОГРН 1167847185351