Решение №17/91614/18 Решение ФАС России 223ФЗ-815/18 от 12 ноября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Газпром»

 

Наметкина ул., д. 16,

Москва, 117997

 

 

ООО «ЭТП ГПБ»

 

1-й Голутвинский пер., д. 1,

Москва, 119180

 

 

ООО «Питсервис»

 

Выборгская наб., д. 45, лит. Е,

пом. 1Н,

Санкт-Петербург, 194044

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-815/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Питсервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.11.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Питсервис» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром» (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (далее — Оператор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 0095/18/СЗ/0000000428/ЗП/ГОС/Э/25.10.2018 на право заключения договора на поставку хозяйственных товаров для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение № 31807068692), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Питсервис» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром» (далее – Заказчик), оператора электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (далее – Оператор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 0001/18/4.3/0075494/ГЭнерго/ЗП/ГОС/Э/16.10.2018 на право заключения договора на поставку хозяйственных товаров, бытовой химии для нужд ООО «Газпром энерго» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение № 31807068692) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее Положение о закупках).

Согласно извещению о проведении Запроса предложений, Документацией о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) Запрос предложения осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП ООО «ЭТП ГПБ», расположенного по адресу: etpgaz.gazprombank.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: etpgaz.gazprombank.ru, ООО «ЭТП ГПБ» регулируются Регламентом электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» при организации проведения процедур закупки товаров, работ, услуг (утвержден приказом ООО «ЭТП ГПБ» от 05.10.2018 года утвержден генеральным директором ООО «ЭТП ГПБ» М.Ю. Константинов) (далее – Регламент).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • 16.10.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

      • начальная (максимальная) цена договора — 30 878 713, 26 рублей;

      • дата окончания подачи заявок — 07.11.2018;

      • дата рассмотрения заявок14.11.2018;

      • дата подведения итогов14.11.2018.

В ходе заседания 02.11.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 07.11.2018.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Оператором неправомерно установлено требование о регистрации и аккредитации на стороннем ресурсе «автоматизированная система электронных закупок» (далее – АСЭЗ), с целью принятия участия в Запросе предложений;

      • Оператором неправомерно установлено требование о выборе и оплате тарифа, с целью принятия участия в Запросе предложений;

      • Оператором технически не реализована функция «подать запрос разъяснений по документации».

Представители Оператора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документацией и Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Оператором неправомерно установлено требование о регистрации и аккредитации на стороннем ресурсе АСЭЗ (расположенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gazprom.ru), с целью принятия участия в Запросе предложений.

Часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках определяет, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15.1 Положения о закупках, любой способ закупки, любая стадия или отдельная процедура закупки по решению организатора могут проводиться в электронной форме (с использованием электронного документооборота, электронных торговых площадок, АСЭЗ и других электронных средств связи).

В соответствии с пунктом 3.7 Регламента пользователи, присоединившиеся к Регламенту, обязаны совершить совокупность действий, необходимых для участия в закупках в электронной форме, в том числе: установить необходимые аппаратные средства, клиентское программное и информационное обеспечение, получить сертификат ЭП в аккредитованном удостоверяющем центре, пройти необходимую аккредитацию как на ЭТП ГПБ, так и в системе АСЭЗ.

Пунктом 3.9 Положения о закупках установлено, что для участия в закупках Участнику процедур закупок необходимо зарегистрироваться в АСЭЗ в соответствии с действующими правилами регистрации в АСЭЗ, размещенными на сайте ПАО «Газпром» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gazprom.ru. Плата за регистрацию в АСЭЗ не взимается.

На заседании Комиссии ФАС России представители Оператора представили материалы и пояснил, что при проведении Запроса предложений Оператором соблюдены права и законные интересы всех участников указанной процедуры, поскольку порядок и правила регистрации участников для участия в процедурах закупок Заказчика определен Регламентом и Положением о закупках.

Оператор при проведении Запроса предложений действовал в соответствии с Регламентом, Документацией и Законом о закупках.

Таким образом,в соответствии с пунктом 3.7 Регламента, пунктом 3.9 Положения о закупках для участия в электронных процедурах, объявленных Заказчиком, необходимо зарегистрироваться как на ЭТП ГПБ, так и в системе АСЭЗ.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Оператором неправомерно установлено требование о выборе и оплате тарифа, с целью принятия участия в Запросе предложений.

В соответствии с пунктом 4.2.5 Регламента Оператор вправе блокировать/разблокировать денежные средства участников закупки, взимать плату с участников закупки, перечислять денежные средства участников закупки на счет организатора, Заказчика, а также совершать иные операции согласно Финансовому регламенту ЭТП ГПБ. Указанный регламент подлежит отдельному согласованию и утверждению с последующим размещением на сайте https://etpgaz.gazprombank.ru. Оператор обязан уведомить субъектов закупки не позднее чем за 10 дней до даты вступления в силу Финансового регламента ЭТП ГПБ путем размещения соответствующей информации на сайте http://etpgaz.gazprombank.ru.

Пунктом 6.4 финансового регламента ЭТП ГПБ от 01.11.2017, утвержденного генеральным директором ООО «ЭТП ГПБ» М.Ю. Констатиновым (далее – Финансовый регламент), установлено, что под услугами Оператора понимается предоставление доступа к ЭТП ГПБ в соответствии с ограничениями, предусмотренными тарифами, в течение одного года со дня активации тарифа до дня окончания предоставления доступа ранее активированного тарифа.

Согласно пункту 6.5 Финансового регламента предоставление доступа к ЭТП ГПБ осуществляется в момент активации тарифа, что является моментом оказания услуг Оператора.

На заседании Комиссии ФАС России представители Оператора представили материалы и пояснил, что порядок выбора и оплаты тарифа установлен в соответствии с пунктами 6.4, 6.5 Финансового регламента, согласно которым для доступа к функционалу электронной торговой площадки Оператора необходимо приобретение соответствующего тарифа.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Оператором технически не реализована функция «подать запрос разъяснений по документации».

Подпунктом 6.3.3 пункта 6.3 Регламента установлено, что разъяснение Заказчиком, Организатором положений Документации является одним из этапов проведения открытого Запроса предложений на ЭТП ГПБ.

Разделом 2.4 приложения № 1 к Регламенту установлен порядок направления запроса на разъяснение положений Документации, согласно которому участник должен зарегистрировать запрос на разъяснение положений Документации, зайти в личный кабинет, найти интересующую его закупку и нажатием соответствующей кнопки открыть интерфейс для подачи запроса на разъяснение положений Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы и пояснил, что функция «подача запроса на разъяснение положений документации» технически реализована, а правила на сайте Оператора, которыми должен руководствоваться участник при ее использовании, установлены в разделе 2.4 приложения № 1 к Регламенту. При этом из жалобы следует, что Заявителем обнаружена на сайте Оператора функция «подать запрос на разъяснение положений документации» во вкладке «закупки корпоративных заказчиков и торговый портал малого и среднего объема».

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Питсервис» (ИНН: 7804353827; ОГРН: 1079847034453) б/д б/н на действия на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (ИНН: 7724514910; ОГРН: 1047796450118) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 0095/18/СЗ/0000000428/ЗП/ГОС/Э/25.10.2018 на право заключения договора на поставку хозяйственных товаров для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение № 31807068692) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518
ООО "Питсервис"
ИНН 7804353827, ОГРН 1079847034453