Решение №17/92129/18 Решение № 223ФЗ-822/18 от 14 ноября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-822/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

08.11.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ИП Деева Д.И. б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «НИИ командных приборов» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса работ в составе проекта «Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства» (извещение № 0472000003318000010) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ИП Деева Д.И. (далее — Заявитель) б/д б/н (вх. 178650-ЭП/18 от 31.10.2018) на действия (бездействие) заказчика АО «НИИ командных приборов» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса работ в составе проекта «Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства» (извещение № 0472000003318000010) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.10.2018.

      • начальная (максимальная) цена договора — 146 752 830 рублей;

      • дата окончания подачи заявок — 26.10.2018;

      • дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок — 30.10.2018;

      • дата проведения Аукциона — 02.11.2018.

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации источником финансирования являются бюджетные инвестиции и собственные средства Заказчика.

Как следует из Жалобы, при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

      • Заказчиком в Документации не размещена в полном объеме проектная документация;

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования о предоставлении дополнительных документов при подписании договора по результатам Аукциона;

      • Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок внесения обеспечения заявки на участие в закупке.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при составлении Документации Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссией ФАС России установлено следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации не размещена в полном объеме проектная документация, а именно не размещены локальные сметные расчеты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представили материалы и сообщили, что проектная документация «Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства» ОАО «НИИ командных приборов», а также локальные сметные расчеты к такой документации размещены в ЕИС в полном объеме.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с пунктом 17 Информационной карты Документации первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию:

  • согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Согласно пункту 1 техническому заданию Документации объектом закупки является:

  • «подготовка территории к выполнению строительно-монтажных работ, в соответствии с проектом производства работ подготовительного периода;

  • строительно-монтажные работы по разделам РД;

  • поставка, монтаж и пуско-наладка инженерного оборудования и инженерных систем по разделам РД;

  • поставка, монтаж и пусконаладочные работы по технологическому оборудованию раздела «Технологические решения» (ЭАИ 16-020, том 5.7, инв. №14/487) в объем аукциона не входят за исключением монтажа и пуско-наладочных работ по технологическому оборудованию, предоставленному Застройщиком в соответствии с выше названным разделом проекта».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что для предоставления конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по предмету Аукциона, участникам закупки необходимо руководствоваться рабочей документацией, размещенной в составе Документации. При этом конкретный перечень товаров, используемых при выполнении работ по предмету Аукциона, в Документации отсутствует.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что неразмещение Заказчиком конкретного перечня значений, позволяющий определить участникам Аукциона конкретные показатели используемого товара, свидетельствует о ненадлежащем установлении требований к составу первой части заявки на участие в Аукционе и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования о предоставлении дополнительных документов при подписании договора по результатам Аукциона.

Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Пунктом 6.5 проекта договора Документации установлено: «При заключении Договора Генподрядчик обязан предоставить Застройщику оформленный укрупненный расчет стоимости работ, соответствующий твердой цене Договора, с указанием стоимости работ по разделам проектной документации. В укрупненном сметном расчете Генподрядчик должен указать стоимость непредвиденных затрат в размере 3% от стоимости работ по Договору, стоимость строительно-монтажных работ, стоимость инженерного оборудования, стоимость пусконаладочных работ (Приложение № 6 к настоящему Договору)».

Указанное требование не предусмотрено частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное требование, нарушают часть 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок внесения обеспечения заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 (далее – Постановление № 656), датой начала функционирования электронных площадок, является дата заключения соглашений о функционировании электронных площадок подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России, которые заключены 1 октября 2018 года между Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.

Пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее – специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 10.10.2018.

Вместе с тем, в Документации не установлено положение о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

5. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом установлен следующий перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия исполненного контракта (договора);

  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 16 Информационной карты Документации установлено дополнительное требование к участникам закупки:

«Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

При этом согласно пункту 17 Информационной карты Документации для соответствия дополнительному требованию, участникам во второй части заявки необходимо представить:

  • «копия исполненного контракта (договора) и копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);

  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт (акты) о приемке выполненных работ должен (-ны) быть подписан(-ы) заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация содержит ненадлежащее требование к документам, предоставляемых в подтверждение наличие опыта выполнения работ, а именно не содержит требований к сроку подписания копий актов выполненных работ.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, нарушения по пунктам 2, 4, 5 мотивировочной части настоящего решения не повлияли на результаты проведения Аукциона, поскольку по указанным основаниям заявки участников не отклонялись, при этом единственным участником Аукциона представлено надлежащее подтверждение наличия опыта выполнения работ по предмету Аукциона.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

      • Признать жалобу ИП Деева Д.И. (ИНН: 780217380132, ОГРН: 318784700206852) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «НИИ командных приборов» (ИНН: 7805654288, ОГРН: 1147847231674) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса работ в составе проекта «Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства» (извещение № 0472000003318000010) обоснованной в части отсутствия в Документации конкретного перечня товаров, используемых при выполнении работ по предмету Аукциона, установления в Документации неправомерных требований о предоставлении дополнительных документов при заключении договора, установления в Документации ненадлежащего порядка внесения обеспечения заявки на участие в закупке.

      • Признать АО «НИИ командных приборов» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 83.2, часть 7 статьи 42, часть 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Выдать АО «НИИ командных приборов» обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Акционерное общество «Научно-исследовательский институт командных приборов»
ИНН 7805654288, ОГРН 1147847231674
ИП Деев Д.И.
ИНН 780217380132, ОГРН 318784700206852