Решение №17/93187/18 Решение № 223ФЗ-830/18 от 09.11.2018 от 16 ноября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «Почта России»

 

 

 

ООО «Торговый дом

«Мебельный город»

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-830/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Торговый дом «Мебельный город» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

09.11.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом «Мебельный город» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для маломобильных групп населения для нужд УФПС Сараратовской области — филиала ФГУП «Почта России» (извещение № 31806881234), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом «Мебельный город» (далее — Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для маломобильных групп населения для нужд УФПС Саратовской области — филиала ФГУП «Почта России» (извещение № 31806881234) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 21.08.2015 № 404-п (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 31.08.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 795 384,61 рубля;

      • Дата окончания подачи заявок — 04.10.2018;

      • Дата рассмотрения заявок — 09.10.2018;

      • Дата подведения итогов Аукциона — 16.10.2018.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято решение о признании Заявителя уклонившемся от заключения договора.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона № SBR035-180014494200419/31806881234 от 16.10.2018 (далее – Протокол) победителем Аукциона признан ООО «ТД «Мебельный город» (Заявитель) с предложенной ценной 413 595, 00 рублей с учетом НДС.

В соответствии с протоколом об уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения договора б/н от 30.10.2018 (далее – Протокол 1), Заявитель признан уклонившимся на основании пункта 19.9.17 Положения о закупках, а именно: Заказчиком 26.10.2018 в адрес электронной площадки направлен протокол разногласий, 29.10.2018 Заявителем в адрес электронной площадки не направлен ни договор, подписанный усиленной электронной подписью, ни протокол разногласий.

Из Жалобы следует, что Заявитель направил Заказчику протокол разногласий, вместе с тем, в направленном Заказчиком проекте договора № ПР/2158/18 увеличено количество поставляемого товара. При этом, Заказчик на данный протокол разногласий ответил отказом и признал Заявителя уклонившемся от заключения договора.

Пункт 9.1.17 Документации устанавливает, что участник аукциона, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если такой участник аукциона в срок, предусмотренный п.п. 9.1.4, 9.1.8 и 9.1.10 Документации не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора или протокол разногласий, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью указанного лица проект договора по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в п. 8.3.1 протокола в случае, предусмотренном п. 9.1.10, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора при условии, что Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.

Согласно пункту 9.1.8 Документации в течение 3 (трех) дней со дня получения документов, предусмотренных п. 9.1.6 Документации, участник аукциона, с которым заключается договор, направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени этого участника аукциона, а также документ об обеспечении исполнения договора, подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, или предусмотренный п. 9.1.5 Документации протокол разногласий. В течение 1 (одного) часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий Заказчику.

Согласно пунктам 1-3 технического задания части 4 Документации количество поставляемого товара:

  • Барьер для приёма посылок /Барьер для маломобильных групп населения составляет 24 шт;

  • Откидная столешница для маломобильных групп населения состовляет 22 шт;

Стул пластиковый для клиентов составляет 49 шт.

Согласно Жалобе, Заявитель согласился предоставлять товар в указанном в техническом задании часть 4 Документации количестве.

Вместе с тем, в направленном Заказчиком проекте договора № ПР/2158/18 количество поставляемого товара:

  • Барьер для приёма посылок /Барьер для маломобильных групп населения составляет 31 шт;

  • Откидная столешница для маломобильных групп населения состовляет 32 шт;

  • Стул пластиковый для клиентов составляет 157 шт.

Изучив материалы (техническое задание Документации, проект договора) Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в проекте договора № ПР/2158/1 неправомерно увеличено количество поставляемого товара.

Таким образом, действия Заказчика, увеличившего объем поставляемого товара, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

При этом, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании Заявителя уклонившимся от заключения договора, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      • Согласно пункту 8.2.1 Документации заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией, в случае:

- непредоставления документов, которые предусмотрены п. 3.1.4, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в аукционе, отсутствия документов, предусмотренных п.п. 1), 3) - 5), 7), 8) п. 1.3.3, или их несоответствия требованиям документации об аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки. Отсутствие документов, предусмотренных п.п. 1), 3) - 5), 7), 8) п. 1.3.3, или их несоответствие требованиям документации об аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом рассмотрение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) осуществляется только на предмет ее наличия;

- несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией об аукционе в соответствии с п. 1.4.3-1.4.4 настоящей документации.

Согласно пункту 7.3.14 Документации в течение 1 (одного) часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в п. 7.3.13, оператор электронной площадки обязан направить Заказчику такой протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных участниками аукциона, предложения о цене договора которых при ранжировании в соответствии с п. 7.3.13 получили первые 10 (десять) порядковых номеров, или в случае, если в аукционе принимали участие менее 10 (десяти) участников аукциона, вторые части заявок на участие в аукционе, поданных такими участниками аукциона, а также  документы указанных участников, предусмотренные п.п. 1), 3) - 5), 7) и 8) п. 1.3.3 настоящей документации, и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам аукциона

В соответствии с пунктом 1.3.3 Документации оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра аккредитованных участников, в котором содержатся документы и сведения в отношении каждого участника закупки, в том числе учредительные документы.

Таким образом, пункт 1.3.3 Документации содержит перечень документов аккредитованных участников закупки, имеющийся у оператора электронной площадки в реестре аккредитованных участников.

Согласно пункту 3.4.2 информационной карты Документации заявка участника должна содержать:

  • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица) и так далее;

  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и так далее;

  • копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Согласно пункту 5.1.1 Документации «участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать в аукционе, проводимом на этой электронной площадке».

Следовательно, участник Аукциона, принимая участие в Аукционе, аккредитован соответствующим образом оператором электронной площадки, а информация о документах такого участника содержится в реестре аккредитованных участников у оператора электронной площадки.

Поскольку Аукцион проводится в электронной форме, обязанность о предоставлении Заказчику документов и сведений указанных в пункте 1.3.3 Документации, возложена на оператора электронной площадки. При этом, в Документации отсутствует обязанность участника закупки о предоставлении в сведении, документов в составе заявки на участие в закупке.

При этом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок заполнения заявок на участие в Аукционе, не позволяющий однозначно определить порядок предоставления документов в составе заявок на участие в Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение.

Таким образом, действие Заказчика, установившего ненадлежащий порядок предоставления сведении, документов, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

При этом, указанное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, поскольку по указанному основанию заявки, поданные на участие в Аукционе, не отклонялись.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Мебельный город» (ИНН: 3703048330, ОГРН: 1143703000418) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Почта России» (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для маломобильных групп населения для нужд УФПС Сараратовской области — филиала ФГУП «Почта России» (извещение № 31806881234) обоснованной.

2. Признать ФГУП «Почта России» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ФГУП «Почта России» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.11.2018 № 223ФЗ-830/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "Торговый дом "Мебельный город"
ИНН 3703048330, ОГРН 1143703000418
ФГУП "Почта России"
ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276