Решение №17/99167/18 Решение № 223ФЗ-883/18 от 4 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-883/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

29.11.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<..>

рассмотрев жалобу ООО «МИУС» от 20.11.2018 № 413/2018 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы», оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку печи сопротивления шахтной по проекту П-А-РТПП/18-19 (извещение № 0456000001118000008) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «МИУС» (далее - Заявитель) от 20.11.2018 № 413/2018 на действия (бездействие) ПАО «Протон-Пермские моторы» (далее – Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор, ЭТП) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку печи сопротивления шахтной по проекту П-А-РТПП/18-19 (извещение № 0456000001118000008) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

По мнению Заявителя, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, действиями Оператора, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России с доводом Жалобы не согласился, и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок –29.10.2018;

  • дата окончания подачи заявок — 16.11.2018;

  • дата проведения Аукциона – 22.11.2018;

  • начальная (максимальная) цена договора — 1 750 000 рублей;

  • на участие в Аукционе подано — 1 заявка;

  • к участию в Аукционе допущено — 0 заявок.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).

В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 (далее – Постановление 656), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 16.11.2018 в 08:00.

Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 17 900 рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем открыт специальный счет № 40702810050000003224 (далее — Специальный счет Заявителя) в Банке ВТБ (ПАО) (далее — Банк).

Кроме того, согласно графическому изображению, представленному Заявителем Жалобы, по состоянию на дату окончания подачи заявок на специальном счету Заявителя имелся необходимый размер незаблокированных денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что 16.11.2018 в 06:01:43 Оператором в адрес Банка направлено уведомление о блокировании денежных средств на Специальном счете Заявителя.

После чего 16.11.2018 в 08:01:35 Оператором осуществлен возврат заявки Заявителя, ввиду отсутствия денежных средств на Специальном счете Заявителя.

Вместе с тем, 16.11.2018 в 09:49:52 в нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, Банком в адрес Оператора направлен ответ о наличии денежных средств для обеспечения заявки на Специальном счете Заявителя.

Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям, не предусмотренным частью 20 статьи 44, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 12 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «МИУС» (ИНН: 7104073976; ОГРН: 1177154000022) от 20.11.2018 № 413/2018 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» (ИНН: 5904006044; ОГРН: 1025900893622), оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (ИНН: 7707308480; ОГРН: 1027707000441) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку печи сопротивления шахтной по проекту П-А-РТПП/18-19 (извещение № 0456000001118000008) обоснованной.

      • Признать в действиях ЗАО «Сбербанк-АСТ» нарушение части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе.

      • Выдать ПАО «Протон-Пермские моторы» предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ПАО "Сбербанк России"
ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195
ПАО "ПРОТОН-Пермские моторы"
ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622
ООО "МИУС"
ИНН 7104073976, ОГРН 1177154000022