Решение №17/99696/18 Решение ФАС России № 223ФЗ-881/18 от 5 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «РЖД»

 

Новая Басманная ул., д. 2,
Москва,
107174

 

 

ООО «Чистый мир»

 

Ломовская ул., д. 2,

г. Каменка, Пензенская обл., 442246

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-881/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Чистый мир» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

29.11.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Чистый мир» от 22.11.2018 № 13-Ж на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса предложений в электронной форме № 44/ЗПЭ-ЦТ/18 на право заключения договора на выполнение работ по передаче нефтезагрязненного грунта для обезвреживания и (или) размещения (извещение № 31807047922) закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Чистый мир» (далее – Заявитель) от 22.11.2018 № 13-Ж на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме № 44/ЗПЭ-ЦТ/18 на право заключения договора на выполнение работ по передаче нефтезагрязненного грунта для обезвреживания и (или) размещения (извещение № 31807047922) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

      • Извещение о проведении Запроса предложений, документация Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 19.10.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора – 4 208 214, 11 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок – 31.10.2018;

      • Дата проведения Запроса предложений21.11.2018;

      • Дата подведения итогов Запроса предложений – 21.11.2018

      • На участие в Запросе предложений подано 3 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;

2. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии квалифицированного персонала;

3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО).

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3.9.6 Документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника на любом этапе проведения запроса предложений

В соответствии с пунктом 1.8.3 Документации в подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить документы, в том числе, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы).

Согласно протоколу рассмотрения оценки первых частей заявок от 14.11.2018 № 44/ЗПЭ-ЦТ/18/2 (далее – Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений на основании пункта 3.9.6 Документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 1.8.3. Документации, содержащего информацию об участнике Запроса предложений, не соответствующую действительности, а именно: представлен договор № 5 аренды техники с экипажем от 01.03.2018, который не заключался с данным участником.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставили материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявитель в подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) предоставил в составе заявки договор аренды техники с экипажем от 01.03.2018 № 5 (далее – Договор), в соответствии с которым Тришкин В.А. предоставляет в аренду Заявителю грузовые автомобили.

В целях подтверждения действительности представленных Заявителем в составе заявки документов, Заказчиком направлен запрос в адрес Тришкина В.А. о подтверждении подлинности заключенного договора аренды с Заявителем. В ответ на указанный запрос в адрес Заказчика поступило письмо Тришкина В.А., согласно которому заключение указанного договора с Заявителем и наличие каких-либо договорных отношений с Заявителем не подтвердилось.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, согласно пункту 1.8.3 Документации, участник Запроса предложений должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ по предмету Запроса предложений, а именно:

  • бульдозер (мощность двигателя не менее 59 кВт) в количестве 2 шт.;

  • экскаватор с ковшом (вместимостью ковша не менее 0,4 куб.м.) в количестве 2 шт.;

  • фронтальный погрузчик  с ковшом (вместимостью ковша не менее 3,0 куб.м) в количестве 1 шт.;

  • специализированный автотранспорт для перевозки нефтесодержащих отходов, соответствующий установленным требованиям для перевозки опасных грузов (вместимостью не менее 22 куб.м.) в количестве 2 шт.;

  • специализированный объект (площадка) для обезвреживания/утилизации отходов и/или полигон для захоронения и/или размещения отходов в количестве 1 шт.;

  • самосвал (грузоподъемностью 10 тонн, объем кузова: не менее 8 м3) в количестве 1 шт.

В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:

документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);

  • копию свидетельства на право собственности на специализированный объект (площадку) для обезвреживания/утилизации отходов и/или на полигон для захоронения и/или размещения отходов либо договор с организацией, эксплуатирующей специализированный объект (площадку) для обезвреживания/утилизации отходов и/или полигон для захоронения и/или размещения отходов;

  • копии технических паспортов на специализированный автотранспорт;

  • копии свидетельств (сертификатов), подтверждающих соответствие специализированного автотранспорта установленным требованиям для перевозки опасных грузов, выданное подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства;

  • справка по форме приложения № 6.8 Документации Запроса предложений (либо в свободной форме).

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса предложений противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Однако, с учетом представления в составе заявки недостоверных сведений в отношении договора аренды, представленного Заявителем в подтверждение наличия материально-технических ресурсов, и доказательств, представленных Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России о недостоверности сведений о договоре аренды, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком принято правомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе предложений на основании пункта 3.9.6 Документации.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии квалифицированного персонала.

В соответствии с пунктом 1.8.4 Документации, участник Запроса предложений должен располагать квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету конкурса, в том числе:

  • инженер-эколог – не менее 1 чел.;

  • водитель категории С – не менее 1 чел.;

  • водитель категории С, соответствующий установленным требованиям для перевозки опасных грузов – не менее 2 чел.;

  • водитель фронтального погрузчика – не менее 1 чел.;

  • бульдозерист - не менее 2 чел.;

  • экскаваторщик - не менее 2 чел.;

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- копии документов о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности (для инженера-эколога)

и

- копии свидетельств (удостоверений), подтверждающих соответствие водителей установленным требованиям для перевозки опасных грузов

и

- документ по форме приложения № 6.7 Документации.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующего квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса предложений противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки сведений наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы и сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО).

В соответствии с пунктом 18.1 Документации, участник Запроса предложений должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предусмотренных Документацией.

В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет, в том числе, положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданное Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на технологию утилизации/обезвреживания отходов, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон об экологической экспертизе), объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Также, согласно абзацу «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»), для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает, в том числе, для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Законом об экологической экспертизе.

Таким образом, вышеуказанный документ необходим для получения лицензии для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного установления Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки сведений наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, соответствии с пунктом 1.8.1 Документации, участник Запроса предложений должен представить сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО)

В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет, в том числе, сведения о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО).

Таким образом, установление требования о предоставлении в составе заявки участника закупки сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО), является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, поскольку вышеуказанный документ будет необходим в период оказания услуг, выполняемых по договору, заключаемому по результатам закупки, и может быть получен участником закупки в установленном законом порядке в случае победы в Запросе предложений.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность установления Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО).

На основании вышеизложенного, требования о предоставлении в составе заявки участника закупки сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО), являются излишними, а также противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Предмет обжалования составляют действия Заказчика, выразившиеся в принятии неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе предложений, что является основанием обращения в ФАС России закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

4. Пунктом 1.8.2 Документации установлено требование, что участник должен иметь опыт по фактически выполненным работам по ликвидации загрязнений (очистке полосы отвода, земельных участков) с выполнением работ по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению нефтесодержащих отходов 3-4 класса опасности, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора  без учета НДС, установленной в приложении № 2 документации запроса предложений. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по  ликвидации загрязнений (очистке полосы отвода, земельных участков) с выполнением работ по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению нефтесодержащих отходов 3-4 класса опасности. В подтверждение опыта выполнения работ, участник в составе заявки представляет:

- документ по форме приложения № 6.6 документации запроса предложений о наличии требуемого опыта;

и

- акты о выполнении работ;

и

- договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Вместе с тем, отсутствие у участника Запроса предложений опыта по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1.8.2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, согласно Протоколу, участнику Запроса предложений ООО «ГидроСпецПром» отказано в допуске к участию в Запросе предложений на основании несоответствия указанного участника Запроса предложений вышеназванным требованиям Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку ООО «ГидроСпецПром», ввиду несоответствия указанным требованиям, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Пунктом 3.9.9 Документации установлено, что Заказчик вправе до даты проведения Запроса предложений в письменной форме запросить у участников аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречат подпункту 32 пункта 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Запроса предложений, поскольку указанные права при проведении Запроса предложений Заказчиком не применялись.

3. Согласно пункту 3.26.7 Документации при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в приложении № 5 Документации, а также документы, указанные в пункте 3.24.16Документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц.

При этом приложением № 5 к Документации установлен перечень из 10 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.

Кроме того, пунктом 3.26.8 Документации установлено, что победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственный участник, допущенный к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям аукционной документации.

В силу пункта 3.26.9 Документации установлено, что обращение о согласовании банка рассматривается в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения обращения. В случае если предложенный банк соответствует требованиям заказчика к кредитным качествам и платежеспособности банков, указанным в пункте 3.24.8, предоставление гарантии предложенным банком может быть согласовано.

Таким образом, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанных положений зависит от волеизъявления Заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам Запроса предложений в качестве обязательного, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 33 пункта 6 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Пунктом 3.27.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам аукциона, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведении и документов победитель, иной участник, с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

При этом в соответствии с пунктом 466 Положения о закупках установлено, что в случае непредставления Заказчику победителем, иным участником, с которым заключается договор, в срок, установленный в документации сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

Вместе с тем, Документация не содержит сведений о конкретных сроках предоставления сведений о владельцах участника Запроса предложений.

Кроме того, в случае если участником Запроса предложений, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

При этом, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 33 пункта 6 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  • Признать жалобу ООО «Чистый мир» (ИНН: 5802006849, ОГРН: 1075802000163) от 22.11.2018 № 13-Ж на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса предложений в электронной форме № 44/ЗПЭ-ЦТ/18 на право заключения договора на выполнение работ по передаче нефтезагрязненного грунта для обезвреживания и (или) размещения (извещение № 31807047922) обоснованной в части установления Заказчиком требования о наличии квалифицированного персонала и предоставлении в составе заявки сведений о внесении объекта захоронения/размещения отходов в единый государственный реестр размещения отходов (ГРОРО).

  • Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 29.11.2018 № 223ФЗ-881/18.

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.11.2018 № 223ФЗ-881/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ОАО «Российские железные дороги»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Чистый мир"
ИНН 5802006849, ОГРН 1075802000163