Решение №28/28486/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-124/22 от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-124/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЭК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.03.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

Государственная Компания «Автодор»: <...>, <...>,

ООО «МЭК»: <...>, <...>,

представители ООО «ЭТП ГПБ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО «МЭК» от 05.03.2022 на действия (бездействие) заказчика
Государственная Компания «Автодор» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап км 149 – км 208. Рубка леса
и корчевка пней» (извещение № 32211053082), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «МЭК» (далее – Заявитель)
от 05.03.2022 на действия (бездействие) заказчика Государственная
Компания «Автодор»
(далее – Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты
малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора
на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке
км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап
км 149 – км 208. Рубка леса и корчевка пней» (извещение № 32211053082)

(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке
, утвержденным решением наблюдательного совета Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол от 26 декабря 2018 г. № 117 в редакции изменений, внесенных протоколом от 30 декабря 2021 г.
№ 158) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении
закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с протоколами, составленными в ходе закупки,
извещением об осуществлении закупки (далее – Извещение), документацией
о закупке (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 20.01.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 299 860 540 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе07.02.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 5 заявок;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в
    Конкурсе15.02.2022;

  6. К участию в Конкурсе по результатам рассмотрения заявок
    допущено
    5 участников закупки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в
    Конкурсе17.02.2022;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок
    соответствующими требованиям Документации признаны
    5 заявок участников закупки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса21.02.2022;

  10. По результатам подведения итогов Конкурса договор заключен
    с ООО «
    НОРД СТАР» (далее – Победитель) с предложением о цене договора
    в размере 290 864 723 рубл
    я.

В ходе заседания 14.03.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 24.03.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные
интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом применившего порядок оценки по подкритериям «Наличие у участника
конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ по рубке
деревьев и/или древесных растений (независимо от статуса подрядчика при
исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за
последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок»
и «Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ
персонала»
критерия «Квалификация участника конкурса» в отношении заявок Победителя и и участника, занявшего второе место (далее – ООО «Ресурс»)
в связи с представлением, по мнению Заявителя, Победителем и ООО «Ресурс»
в составе заявок на участие в закупке недостоверных сведений.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках,
следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила
следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе
принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам
закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик
определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям,
установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка,
окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Подпунктом 1 пункта 4.4 раздела 8 Документации установлен
подкритерий «Наличие у участника конкурса опыта (в стоимостном
выражении) выполнения работ по рубке деревьев и/или древесных растений (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи конкурсных заявок» критерия «Квалификация
участника
конкурса» (далее – Подкритерий № 1 Критерия).

В соответствии с Документацией по Подкритерию № 1 Критерия
установлен следующий порядок оценки:

«Рассчитывается путем умножения весового значения данного
подкритерия на отношение предложения i-го участника закупки к наибольшему из значений, содержащихся во всех конкурсных заявках, по следующей
формуле расчета баллов:

ОПЫТi= КЗ*100*(Кi/Кmax) где:

ОПЫТi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса
подкритерия критерия «Квалификация участника конкурса»;

КЗ – коэффициент значимости подкритерия, равный значимости
в процентах по подкритерию критерия «Квалификация участника конкурса»
деленной на 100 (сто);

Кi – опыт, подтвержденный представленными документами
и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;

Кmax – максимальный опыт, представленный участником конкурса,
по сравнению с другими участниками конкурса.

Максимальное количество баллов – 40 баллов».

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 4.4 раздела 8
Документации оценка заявок по Подкритерию № 1 Критерия осуществляется
на основании «документов и сведений, служащих для расчета:

  1. Копии договоров на выполнение работ.

  2. Копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС3), актов о приемке выполненных работ (формы КС-2).

  3. Вместо копий документов, указанных в пункте 2 возможно
    представление копий иных документов, оформленных в соответствии
    с Федеральным законом от 06.12.2011
    402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
    подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ
    Заказчиками.

  4. Анкета участника закупки, заполненная по форме таблицы №1
    Приложения № 4 к
    Документации».

Также подпунктом 2 пункта 4.4 раздела 8 Документации установлен
подкритерий «Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения
работ персонала» критерия «Квалификация участника
конкурса»
(далее – Подкритерий № 2 Критерия).

В соответствии с Документацией по Подкритерию № 2 Критерия
установлен следующий порядок оценки:

«Рассчитывается путем сложения баллов подкритерия, рассчитанных
в соответствии с формулами, установленными в пунктах 4.7 – 4.8 раздела
8
Документации».

Пунктом 4.7 раздела 8 Документации установлено, что «для получения оценки конкурсной заявки по показателю «Наличие минимально необходимых для выполнения работ машинистов строительной техники – более 9 таких
машинистов»
Подкритерия № 2 Критерия осуществляется расчет такой оценки
по формуле:

*100*КЗ, где:

Мi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса по
показателю подкритерия «Наличие у участника конкурса необходимого для
выполнения Работ персонала». Отрицательное значение Мi приравнивается
к 0 (нулю);

КЗ – коэффициент значимости показателя, рассчитываемый по формуле: З1/100, где З1 – это максимальное количество баллов по показателю, равное 15 баллам;

Сi – количество машинистов, подтвержденное представленными
документами и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;

Сmax – максимальное количество машинистов, представленное
участником конкурса, по сравнению с другими участниками конкурса».

Также пунктом 4.8 раздела 8 Документации установлено, что «для
получения оценки конкурсной заявки по показателю
«Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих – более 44 таких рабочих»
Подкритерия № 2 Критерия осуществляется расчет такой оценки по формуле:

, где:

РБi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса по
показателю подкритерия «Наличие у участника конкурса необходимого для
выполнения Работ персонала». Отрицательное значение РБi приравнивается
к 0 (нулю);

КЗ – коэффициент значимости показателя, рассчитываемый по формуле: З2/100, где З2 – это максимальное количество баллов по показателю, равное 15 баллам;

Сi – количество рабочих, подтвержденное представленными
документами и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;

Сmax – максимальное количество рабочих, представленное участником конкурса, по сравнению с другими участниками конкурса».

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.4 раздела 8
Документации оценка заявок по Подкритерию № 2 Критерия осуществляется
на основании «документов и сведений, служащих для расчета:

  1. Копии трудовых книжек и/или копии трудовых и/или
    гражданско-правовых договоров и/или сведения о трудовой деятельности
    зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п сотрудников участника закупки.

  2. Копии удостоверений трактористов-машинистов (механизаторов)
    с отметкой, позволяющей управлять соответствующими категориями
    транспортных средств, указанных в таблице № 3 раздела VIII Конкурсной
    документации (для машинистов).

  3. Анкета участника закупки, заполненная по форме таблицы № 2
    Приложения № 4 к
    Документации».

Согласно части 1 статьи 38 Положения о закупке комиссия по закупкам рассматривает вторые части заявок на соответствие требованиям,
установленным в документации о закупках, в том числе проверяет соответствие участника закупки, всех лиц, выступающих на стороне участника закупки
(если применимо), его стратегического партнера (если применимо)
установленным в документации о закупках общим требованиям
и квалификационным требованиям (в случае их установления), соблюдение иных условий участия в закупке, а также проводит оценку по критериям.

В соответствии с итоговым протоколом от 25.02.2022 № 32211053082-03 Победителю и ООО «Ресурс» по Подкритерию 1 Критерия присвоено 16, 3873
и 40
баллов соответственно, по Подкритерию № 2 Критерия присвоено 19, 6154
и 18, 75
баллов соответственно.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Победителем и ООО «Ресурс» представлены в составе заявок на участие
в закупке недостоверные сведения об опыте и персонале участника,
поскольку
согласно сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности Победитель имеет низкие объемы выручки, что, по мнению
Заявителя, свидетельствует
об отсутствии опыта у компании по предмету закупки. При этом Победител
ь
не cможет исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам
проведения Конкурса,
поскольку согласно сведениям из открытых источников
у Победителя
в 2020 году в штате числилось 29 сотрудников.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика
представил материалы и пояснил, что в составе заявок Победител
я
и ООО «Ресурс»
представлены для учета по Подкритерию № 1 Критерия
договоры и акты о
выполнении работ и оказании услуг, сопоставимые
с предметом закупки на общую сумму
370 581 633, 49 и 904 556 656, 88 рублей
соответственно. По Подкритерию № 2 Критерия Победителем представлены
документы и сведения, предусмотренные требованиями Документации,
подтверждающие наличие трудовых ресурсов в количестве 25 машинистов и 48
рабочих. Также п
о Подкритерию № 2 Критерия ООО «Ресурс» представлены
документы и сведения, предусмотренные требованиями Документации,

подтверждающие наличие трудовых ресурсов в количестве 13 машинистов
и 57 рабочих.

Комиссия ФАС России, изучив представленные Заказчиком материалы, заявки Победителя и ООО «Ресурс», приходит к выводу, что действия
Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения
о закупке и Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих,
что Заказчиком при осуществлении оценк
и заявок участников Конкурса
нарушены требования Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МЭК» (ИНН: 3328503064;
ОГРН: 1143328006205) от 05.03.2022 на действия (бездействие) заказчика
Государственная Компания «Автодор» (ИНН: 7717151380;
ОГРН: 1097799013652) при проведении конкурса в электронной форме,
участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап км 149 – км 208. Рубка леса
и корчевка пней» (извещение № 32211053082) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "МЭК"
ИНН 3328503064, ОГРН 1143328006205
Государственная Компания "Автодор"
ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652