Решение №28/39845/24 Решение 223ФЗ-140/24 от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-140/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спецстроймонтаж»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.05.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

МАОУ «Школа № 94»: <...>,
<...>,

ООО «Спецстроймонтаж»: <...>,

представители АО «АГЗРТ» на заседание Комиссии ФАС России не явились,
о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Спецстроймонтаж»
от 17.04.2024 № 71 на действия (бездействие) заказчика МАОУ «Школа № 94» при проведении открытого конкурса в электронной форме
на приобретение и установк
у быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, д. 65/5 (извещение № 32413457388), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Спецстроймонтаж»
от 17.04.2024 № 71 на действия (бездействие) заказчика МАОУ «Школа № 94»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на приобретение и установку быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, д. 65/5 (извещение № 32413457388) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии
или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Школа № 94», утвержденным решением заседания Наблюдательного совета (протокол от 12.09.2023)
(далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными в ходе осуществления Конкурса:

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 01.04.2024;

  2. начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 855 000 000 руб.;

  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.04.2024;

  4. на участие в Конкурсе подано 2 заявки;

  5. дата рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе –
    18.04.2024;

  6. По результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Документации признаны все заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 18.04.2024.

В ходе заседания 25.04.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 03.05.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном
в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Неправомерно установившего требование к участникам закупки
о наличии опыта осуществления постав
ки товара по предмету закупки;

2. Ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация участников закупки» показателя
«Наличи
е у участников опыта поставки товара» детализирующего показателя
«
Общая цена исполненных участником закупки договоров»
(далее – Детализирующий показатель Критерия), поскольку:

2.1. К оценке по Детализирующему показателю Критерия принимаются исключительно договоры на поставку модульного здания и (или) сборно-разборного здания и (или) быстровозводимого здания;

2.2. Неправомерно установившего предельные значения Детализирующего показателя Критерия;

3. Неправомерно осуществившего закупку путем проведения Конкурса;

4. Неправомерно в Документации не установившего цену за единицу товара
по предмету закупки,
а также количество поставляемого товара;

5. Неправомерно сформировавшего лот по предмету закупки, а именно осуществившего объединение в один лот технологически и функционально
не связанных между собой товаров, и, как следствие, неправомерно установившего требования к составу заявки участника закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования
Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности
и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование
к участникам закупки о наличии опыта осуществления постав
ки товара
по предмету закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Таким образом, в случае если законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к поставщику (подрядчику, исполнителю)
при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), которые являются предметом заключаемого по результатам проведения закупки договора, заказчик устанавливает соответствующие требования к участникам такой закупки.

Пунктом 15 информационной карты «Требования к участникам» к Документации (далее Информационная карта) установлено требование к участникам закупки
о наличии опыта осуществления поставок товара (выполнения работ, оказания услуг), связанного с предметом договора:

в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или договора, заключенного
в соответствии с Федеральным законом от 18.
07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора на поставку модульного здания и (или) сборно-разборного здания и (или) быстровозводимого здания.

Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее пятидесяти процентов НМЦД в рамках Конкурса.

Пунктом 9(в) Информационной карты установлено, что в составе заявки участник закупки должен представить исполненный контракт, заключенный
в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд», или договор, заключенный в соответствии
с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, подтверждающий цену поставленных товаров.

Изучив положения Документации, Комиссия ФАС России установила,
что
отсутствие у участника закупки опыта, предусмотренного пунктом 15 Информационной карты, а также подтверждающих документов не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса,
что без должного обоснования установления в
Документации такого требования
со стороны
Заказчика ограничивает количество участников закупки.

Вместе с тем заявка участника закупки, не имеющего опыт поставки
по предмету закупки подлежит отклонению и не допускается к участию в Конкурсе (пункты 14(1), 14(2) «Порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе» Информационной карты), а также приводит к ограничению свободного доступа участников закупки, что создает неравные условия для участия в закупке.

Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования к поставщику, осуществляющего поставку модульного здания
и (или) сборно-разборного здания и (или) быстровозводимого здания.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о наличии опыта осуществления поставки товара
по предмету закупки,
противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
(далее КоАП).

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателя Критерия.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением
о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует,
что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 2 приложения № 2 к Документации установлен порядок оценки
по
Детализирующему показателю Критерия, в соответствии с которым:

«Оценка заявок по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии
с Законом № 223-ФЗ оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки,
в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» , рассчитывается по формуле:

 

где:

Хi значение характеристики предмета закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит в соответствии с Законом № 223-ФЗ оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

Хmin минимальное значение объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит в соответствии с Законом № 223-ФЗ оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, которое равно трехкратному размеру НМЦД и составляет 2 565 000 000 руб.

Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики предмета закупки, которое выше такого предельного значения соответственно, баллы
по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном
для соответствующего предельного значения характеристики предмета закупки.

Оценка заявок по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров» присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии
с Законом № 223-ФЗ оценке по
Критерию , рассчитывается по формуле:

 

где:

Хi значение характеристики предмета закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка) которого подлежит в соответствии с Законом № 223-ФЗ оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

Хmin минимальное значение предмета закупки, содержащееся
в предложении участника закупки, заявка которого подлежит в соответствии
с Законом № 223-ФЗ оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки,
в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, деловой репутации, специалистов и ин
ых работников определенного уровня квалификации»;

предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, которое составляет 20 шт.

Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики предмета закупки, которое выше такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики предмета закупки».

2.1. Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Детализирующий показатель Критерия, поскольку к оценке принимаются исключительно договоры на поставку модульного здания и (или) сборно-разборного здания и (или) быстровозводимого здания, при этом не оценивается опыт выполнения работ по строительству некапитального строения, благоустройства территории
по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021
№ 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Информационной карты предметом закупки является приобретение и установка модульного здания.

Из пункта 1.1. «Проекта договора» приложения № 3 к Документации следует,
что поставщик обязуется осуществить поставку по предмету: «Приобретение
и установка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы
на 400 мест»
(далее Товар).

Изучив положения Документации, а также порядок оценки и сопоставления заявок по Детализирующему показателю Критерия, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в рамках Детализирующего показателя Критерия к оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предусматривающие опыт соответствующий предмету закупки в комплексе, в том числе предусматривающий сборку, монтаж, наладку и оснащение модуля.

Кроме того, законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрены ограничения в отношении установления
в закупочной документации критериев оценки и сопоставления заявок,
в связи с чем заказчики, на которых распространяется действие Закона о закупках, самостоятельно определяют в положении о закупке, документации о закупке, порядок установления
и перечень соответствующих критериев.

При этом установление указанных критериев не должно нарушать основополагающие принципы Закона о закупках.

Таким образом, установленный порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия не противоречит принципам законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридичских лиц, а также требованиям
Закона о закупках, Положения о закупке.

На основании вышеизложенного, довод Жалобы не нашел своего подтверждения
в вышеуказанной части.

2.2. Из Жалобы следует, что в рамках оценки по Детализирующему показателю Критерия неправомерно установлен Детализирующий показатель Критерия, а именно общая цена исполненных участников закупки договоров (предельное максимальное значение характеристики) составляет 2 565 000 000 руб., общее количество исполненных договоров (предельное максимальное значение характеристики 20 шт.),
что, по мнению Заявителя,
имеет признаки субъективности и не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

Согласно порядку оценки по Критерию Заказчиком для расчета баллов
по Детализирующему показателю установлена формула.

Так, по Детализирующему показателю Критерия установлено предельное максимальное значение характеристики (), которое составляет 2 565 000 000 руб., что составляет 300% от НМЦД, что равно трехкратному ее размеру.

Изучив порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия, Комиссией ФАС России установлено, что оценке подлежит
20 исполненных участником закупки контрактов (договоров) с предельным максимальным значением характеристики предмета закупки в размере 2 565 000 000 руб., а также порядок оценки содержит формулу, которая определяет зависимость присваиваемых участнику закупки баллов от представленных в составе его заявки сведений, в связи с чем расчет баллов заявке участника закупки осуществляется
на основании представленных в составе такой заявке сведений, что соответствует целям надлежащего критерия оценки, а именно выявление лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам Конкурса.

Учитывая вышеизложенное, довод Жалобы в указанной части не находит своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно осуществлена закупка путем проведения Конкурса.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион
в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок
в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений
(запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)), а также иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке способы закупки, а также порядок осуществления таких закупок в соответствии
с требованиями Закона о закупках.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616
«Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется
в электронной форме» утвержден Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Разделом 13 Положения о закупке предусмотрена возможность осуществлять закупку путем проведения Конкурса.

Пунктом 2 Информационной карты установлено, что закупка проводится
в форме
конкурса в электронной форме.

Учитывая вышеизложенное, проведение закупки вышеуказанным способом
не противоречит
требованиям Положения о закупке, а также действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы
не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно в Документации
не установлена цена за единицу товара по предмету закупки,
а также количество поставляемого товара.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении, документации об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, сведения
о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Комиссия ФАС России отмечает, что Закон о закупках при проведении конкурентной закупки не устанавливает требований к порядку, способу и форме расчета НМЦД, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет такой порядок определения цены договора в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 5.11 Положения о закупке НМЦД, цену единицы товара (работы, услуги) (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить)
в извещении об осуществлении закупки, в документации о проведении конкурентной закупки заказчик указывает одним из трех способов: НМЦД; формула цены
и максимальное значение цены договора; цена единицы товара, работы
или услуги, начальная сумма цен указанных единиц товара, работы или услуги
и максимальное значение цены договора.

Пунктом 5.12 Положения о закупке предусмотрено, что обоснование НМЦД, цены единицы товара (работы, услуги) оформляется в извещении об осуществлении закупки
и (или) в документации о проведении закупки.

Согласно пункту 5 Информационной карты установлено, что начальная максимальная цена договора составляет 855 000 000 руб.

Абзацем 1 раздела 1 Технического задания «Описание предмета закупки»
к Документации (далее – Техническое задание) указано, что требуемое количество Товара необходимо Заказчику в количестве – 1 штука.

Вместе с тем Комиссия ФАС России сообщает, что Положением о закупке установлено, что цена единицы товара устанавливается исключительно в случае если количество поставляемого товара невозможно определить (для закупок
с неопределенным объемом) и в соответствующем случае вместо НМЦД используется цена единицы товара и максимальное значение цены либо формула цены
и максимальное значение цены договора.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, не установившего цену
за единицу товара по предмету закупки, а также указавшего в Документации количество поставляемого Товара, не противоречат требованиям Закона о закупках,
Положения о закупке, Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения
в вышеуказанной части.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно сформирован лот
по предмету закупки, а именно осуществлено объединение в один лот технологически

и функционально не связанных между собой товаров, и, как следствие, неправомерно установлены требования к составу заявки участника закупки.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические
и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики
(при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки
не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам
при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, под необоснованным ограничением количества участников закупки следует понимать, в том числе объединение в один лот товаров, работ, услуг, представленных на разных товарных рынках и не связанных между собой технически
либо функционально.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот
по предмету закупки, ввиду объединения в один лот
поставки мебели для оснащения модульного здания и мебели медицинской, что нарушает принцип равнодоступности
при проведении торгов,
поскольку поставка мебели медицинской в силу положений действующего законодательства Российской Федерации, а также требований Документации, требует обязательное предоставление в составе заявки участника регистрационного удостоверения на медицинское иззделие, и, в свою очередь,
влечет за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения
и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий.

Согласно «Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам» утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 4н, «Мебель медицинская» (пункт 2.15) отнесена к разделу 2 «Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия».

Пунктом 3 Информационной карты установлено, что предметом закупки является приобретение и установка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, д. 65/5.

Согласно пункту 2.2 Технического задания Заказчику необходимо оснастить модульное здание начальной школы.

Так, Техническим заданием предусмотрено оснащение 70 помещений с общей площадью не менее 3341,5 кв.м, в том числе оснащением медицинского кабинета мебелью медицинской, а именно: ширмой медицинской (1 шт.), тумбочкой (1 шт.), банкетка (1 шт.), столиком инструментальным (1 шт.), стулом медицинским (с мягким сиденьем) (2 шт.), облучателем бактерицидным (1 шт.), шкафом для одежды (1 шт.), столом врача (1 шт.), кушеткой медицинской (1 шт.), стеллажом (1 шт.).

Вместе с тем пунктом 9(13) Информационной карты установлено, что в рамках поставки мебели медицинской участник закупки в составе заявки на участие в закупке,
должен представить следующую информацию и документы:

«Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством
Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге)
или копии таких документов. При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром:
копии действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
Российской Федерации
или информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемое к поставке медицинское изделие (наименование медицинского изделия; дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер) на каждое медицинское изделие, входящие в оснащение модуля, указанное в описании предмета закупки. В случае разночтения в поданной заявке участником закупки информации о предложенном товаре (в том числе наименование товара)
с регистрационным удостоверением, а также с информацией с официального сайта http://www.roszdravnadzor.ru, заявка данного участника закупки будет отклонена».

Пунктом 2.1 Технического задания установлены общие требования к Товару,
в соответствии с которыми качество и безопасность поставляемых комплектно медицинских изделий подтверждается регистрационным удостоверением, выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в соответствии
с поставнолением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416
«Об утверждении Правил государственной регистрации медицинский изделий».

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, установила,
что в рамках закупки
необходимо осуществить поставку мебели для школы, а также мебели медицинской, что не является самостоятельным предметом закупки, а лишь входит в часть поставляемого Товара (1 кабинет).

Согласно действующему законодательству Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации мебель медицинская может поставляться исключительно лицами, обладающими соответствующим регистрационным удостоверением.

По мнению Комиссии ФАС России, в случае если в один предмет закупки включены товары для поставки которых требуется наличие соответствующего регистрационного удостоверения, а также товары, для поставки которых такое регистрационное удостоверение не требуется, то установление требования
о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копии
регистрационного удостоверения ограничивает количество участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, объединение в один лот поставки функционально
и технически не связанных товаров, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных поставить большую часть Товара и принять участие
в рассматриваемой закупке.

Изучив представленные материалы, а также с учетом положений законодательства
о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц,
Комиссия ФАС России отмечает, что при формировании предмета закупки заказчики
в документации
о закупке устанавливают требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Вместе с тем при установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить
к ограничению числа участников закупок.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот по предмету закупки, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4,
пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также установившего неправомерные требования к составу заявки о предоставлении
участниками закупки регистрационного удостоверения, нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Спецстроймонтаж» (ИНН: 0571014706;
ОГРН: 1190571008187) от 17.04.2024 № 71 на действия (бездействие) заказчика
МАОУ «Школа № 94» (ИНН: 6167058305; ОГРН: 1026104157815) при проведении открытого конкурса в электронной форме на приобретение и установку быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест
по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, д. 65/5 (извещение № 32413457388) обоснованной в части пунктов 1, 5 мотивировочной части решения от 03.05.2024
№ 223ФЗ-140/24.

2. Признать МАОУ «Школа № 94» нарушившим пункт 2 части 6.1 статьи 3,
пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 03.05.2024 № 223ФЗ-140/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.05.2024
№ 223ФЗ-140/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>

Члены Комиссии ФАС России: <...>

<...>

 

Связанные организации

АО "АГЗРТ"
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
МАОУ "Школа № 94"
ИНН 6167058305, ОГРН 1026104157815
ООО "Спецстроймонтаж"
ИНН 0571014706, ОГРН 1190571008187