Решение №17/88115/19 Решение № 223ФЗ-948/19 от 9 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-948/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Легес Бюро» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.10.2019 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии — <...>

членов Комиссии:

<...>

при участии представителей:

ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства»: <...> (доверенность от 03.10.2019 № 08-3/39), <...> (доверенность от 20.06.2019 № 08-3/15),

ООО «Легес Бюро»: <...> (доверенность от 03.10.2019 б/н), <...> (доверенность от 03.10.2019 б/н),

Московская городская коллегия адвокатов «Бюро адвокатов «Де — юре»: <...> (доверенность от 25.09.2019 б/н),

<...>: <...> (доверенность от 03.10.2019 № 77 АГ 1821114),

рассмотрев жалобу ООО «Легес Бюро» от 27.09.2019 б/н (вх. от 27.09.2019 № 170375/19) на действия (бездействие) заказчика ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание консультационных услуг гражданам - участникам строительства по вопросам включения их требований в реестр требований участников строительства в деле о банкротстве застройщика, подготовки возражений по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требований участников строительства, по представлению интересов участников строительства в арбитражном суде при рассмотрении требований (возражений) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (извещение № 31908258300), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Легес Бюро» (далее — Заявитель) от 27.09.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание консультационных услуг гражданам - участникам строительства по вопросам включения их требований в реестр требований участников строительства в деле о банкротстве застройщика, подготовки возражений по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требований участников строительства, по представлению интересов участников строительства в арбитражном суде при рассмотрении требований (возражений) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (извещение № 31908258300) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» товаров, работ, услуг, утвержденного решением Наблюдательного совета ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» от 26.12.2018 № НС-8/2018 (с изм. от 15.03.2019 № НС-2/2019) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.

30.08.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

      1. дата окончания подачи заявок — 16.09.2019;

      1. дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса — 18.09.2019;

      2. начальная (максимальная) цена договора — 1 940 000 150 рублей.

На участие в Конкурсе подано 4 заявки, допущено к участию в Конкурсе допущено 0 заявок.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе коллективному участнику Конкурса, участником которого является Заявитель, в допуске к участию в Конкурсе.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2 части 5 статьи 2 Положения о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.09.2019 № 08-18/63-ППК коллективному участнику Конкурса, являющемуся консорциумом между Заявителем, Адвокатским бюро г. Москвы «Легес Бюро» (далее - Бюро), межрегиональной общественной организацей потребителей общества по защите прав потребителей «Легес Бюро» и ООО «Правовой департамент» (далее — Консорциум), отказано в допуске на основании подпункта «а» пункта 13.5 Документации в связи с несоответствием требованиям Документации.

Подпунктом «в» пункта 2.2 Документации установлено, что заявка участника должна содержать копии учредительных документов участника закупки со всеми изменениями и дополнениями.

Согласно пункту 3.3 Документации заявка коллективного участника должна быть подписана всеми лицами, входящими в состав коллективного участника, или лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника. В случае, если заявка коллективного участника подписана лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени других лиц, такая заявка должна содержать доверенности на осуществление действий от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника, заверенные печатями лиц, входящих в состав коллективного участника (при наличии печати), и подписанные руководителями лиц, входящих в состав коллективного участника (для юридических лиц) или уполномоченными этими руководителями лицами, либо нотариально заверенные копии таких доверенностей. В случае, если доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем лица, входящего в состав коллективного участника, заявка коллективного участника должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. Заявка коллективного участника должна содержать договор простого товарищества или иной документ, определяющий, в том числе, взаимоотношения лиц, входящих в состав коллективного участника, при подаче заявки на участие в закупке и при исполнении договора, заключенного по итогам закупки, в том числе в части исполнения финансовых обязательств.

При этом пунктом 3.6 Документации заявка коллективного участника должна содержать документы, подтверждающие соответствие лиц, входящих в состав коллективного участника, требованиям, установленным в документации о закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что Консорциуму отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с тем, что заявка на участие в Конкурсе подписана от имени Бюро управляющим партнером Бюро, при этом в заявке Консорциума отсутствует согласие адвокатов Бюро на оказание услуг по предмету Конкурса, а также отсутствует подтверждение полномочий управляющего партнера действовать от имени всех адвокатов Бюро, что свидетельствует о несоответствии требованиям Документации.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что заявка Консорциума содержит согласие адвокатов являющихся членами Бюро.

Кроме того, согласно пункту 6.3 устава Бюро, утвержденного решением Общего собрания учредителей от 23.09.2015 № 1 (далее — Протокол № 1), управляющий партнер Бюро является единоличным исполнительным органом Бюро и представляет Бюро перед третьими лицами и действует от имени Бюро без доверенности.

Согласно Протоколу № 1 гражданка <...> избрана управляющим партнером Бюро. При этом Комиссией ФАС России установлено, что заявка Консорциума подписана <...> от имени Бюро.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатской деятельности) ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств того, что в случае заключения договора по результатам Конкурса Заказчик будет обладать статусом доверителя в понимании Закона об адвокатской деятельности, а также о необходимости предоставления в составе заявки соглашения об оказании юридических услуг с доверителем, в связи с чем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о необходимости дополнительного подтверждения полномочий управляющего партнера на подписание заявки на участие в Конкурсе от имени Бюро.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений об отсутствии полномочий гражданки <...> подписывать от имени Бюро коллективную заявку на участие в Конкурсе, а также ввиду наличия в составе заявки согласия членов Бюро на участие в Конкурсе, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности действий Заказчика, отклонившего заявку Консорциума.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Консорциума, неправомерно ограничивают количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 5 статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, учитывая, что Жалоба содержит указание на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией ФАС России установлены следующие нарушения Закона о закупках.

      1. Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 6 Извещения установлено: «По результатам закупки будут заключены 3 договора с участниками, которые по итогам оценки в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящей документации, займут с 1 по 3 место.

Предельная цена каждого договора составит 646 666 716 (шестьсот сорок шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот шестнадцать) рубль 67 копеек.

В случае если Единой закупочной комиссией к участию в конкурсе будет допущено менее 3-х участников закупки лимит денежных средств по оставшимся договорам будет пропорционально разделен между участниками, занявшими: 1, 2 место (в случае признания участниками конкурса только 2 участников).

В случае допуска только 1 участника Единая закупочная комиссия вправе принять решение о заключении договора на весь объем с одним участником конкурса».

Кроме того, согласно пункту 15 Извещения Заказчиком предусмотрено обеспечение исполнения договора в размере 97 000 007,50 рублей.

При этом в соответствии с частью 6 приложения 1 к Документации (далее — Техническое задание) исполнитель оказывает юридическую помощь по запросам Заказчика в письменной форме.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация и Извещение не содержат иных положений в отношении порядка распределения письменных запросов Заказчика на оказание юридической помощи между несколькими исполнителями.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика подтвердили отсутствие в Извещении и Документации порядка распределения объемов предполагаемых к оказанию услуг по предмету Конкурса.

Учитывая изложенное, отсутствие порядка распределения запросов между несколькими победителями Конкурса может привести к неравномерному распределению таких запросов между победителями Конкурса, связи с чем участникам Конкурса не представляется возможным надлежащим образом сформировать коммерческое предложение заявки на участие в закупке с учетом расходов, в том числе на содержание сотрудников такого участника, а также, учитывая фиксированный размер обеспечения исполнения договора, финансовую целесообразность участия в Конкурсе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречит пунктом 2 части 5 статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Пунктом 15.2 Документации установлено, что Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, единственная заявка которого допущена до участия в закупке. При этом такой участник закупки, с которым заключается договор, не вправе отказаться от заключения договора.

Аналогичное положение установлено в части 11 статьи 20 Положения о закупке.

Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Таким образом, по результатам проведения конкурентной закупки заказчик обязан заключать договор с победителем.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Положении о закупках и Документации право Заказчика отказаться от заключения договора с единственным допущенным к участию в Конкурсе участником нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

      1. Признать жалобу ООО «Легес Бюро» (ИНН: 7720663004, ОГРН: 1097746395306) от 27.09.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (ИНН: 7704446429, ОГРН: 5177746100032) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание консультационных услуг гражданам - участникам строительства по вопросам включения их требований в реестр требований участников строительства в деле о банкротстве застройщика, подготовки возражений по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требований участников строительства, по представлению интересов участников строительства в арбитражном суде при рассмотрении требований (возражений) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (извещение № 31908258300) обоснованной.

      2. Признать в действиях ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» нарушения части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пункта 5 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 04.10.2019 № 223ФЗ-948/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.10.2019 № 223ФЗ-948/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
ИНН 7704446429, ОГРН 5177746100032
ООО «Легес бюро»
ИНН 7720663004, ОГРН 1097746395306