Решение №17/103629/20 Решение ФАС России № 223ФЗ-929/20 от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-929/20

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТЭКСертРегион» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


 

23.11.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО АНК «Башнефть»: <...>,

ООО «ТЭКСертРегион»: <...>,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО «ТЭКСертРегион» от 05.11.2020 № 5/11/ФАС на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК «Башнефть» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку теплообменного оборудования для филиалов ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» (извещение № 32009028086), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» (далее – Заявитель) от 05.11.2020 № 5/11/ФАС на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК «Башнефть» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку теплообменного оборудования для филиалов ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» (извещение № 32009028086) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее — Извещения, Документации) размещена в единой информационной системе в сфере закупки (www.zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) – 25.03.2020;

      2. Дата окончания подачи заявок — 30.04.2020;

      3. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Запросе предложений — 27.11.2020;

      4. Начальная (максимальная) цена договора — 708 618 470, 96 рублей;

      5. На участие в Запросе предложений подано 38 заявок, из них 16 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.

В целях изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 19.11.2020 до 23.11.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 3.8.2 Документации квалификационная часть заявки участника закупки должна содержать, в том числе сведения об опыте выполнения договоров, аналогичных предмету закупки, по форме 3 Документации (блок 4 «Образцы форм документов, включаемых в заявку на участие в закупке») либо иной форме, установленной в пункте 3 информационной карты Документации.

При этом согласно согласно форме 3 Документации под аналогичными договорами понимаются договоры на поставку подогревателей нефти, печей трубчатых.

Также, согласно пункту 6 приложения № 2 к Документации участник закупки, являющийся производителем, должен обладать опытом изготовления или поставки МТР по предмету закупки на собственной/арендованной производственной базе в течение последних 3-х лет, предшествующих дате размещения извещения о проведении закупочной процедуры не менее чем по 3 исполненным договорам. Подтвердить гарантийные обязательства на МТР предлагаемые к поставке.

При этом участник закупки, не являющийся производителем, должен: - обладать опытом поставки МТР по предмету закупки в течение последних 3-х лет, предшествующих дате размещения извещения о проведении закупочной процедуры не менее чем по 3 исполненным договорам.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.10.2020 № ЗК-БН-59-20-ЗГ Заявителю (участнику № 24) отказано в допуске к участию в Запросе предложений, ввиду несоответствия заявки Заявителя требованиям Документации, а именно отсутствует опыт поставки по требуемой номенклатуре за последние 3 года с момента размещения Извещения.

Вместе с тем, изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие у участника закупки опыта поставки МТР по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 6 приложения № 2 к Документации не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения Заявителем, в случае признания его победителем закупки, обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.

Кроме того, учитывая природу договора поставки, установление в Документации требования о наличии у участника закупки опыта поставки товара исключительно аналогичного предмету закупки (подогревателей нефти, печей трубчатых), ограничивает количество участников закупки, поскольку участник закупки, обладающий опытом поставки иного товара, не являющегося предметом закупки, будет отклонен на основании несоответствия указанным требованиям Документации.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя по указанному основанию, ограничивают количество участников закупки и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТЭКСертРегион» (ИНН: 0277102066; ОГРН: 1090280000546) от 05.11.2020 № 5/11/ФАС на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК «Башнефть» (ИНН: 0274051582, ОГРН: 1020202555240) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку теплообменного оборудования для филиалов ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» (извещение № 32009028086) обоснованной.

  2. Признать в действиях ПАО АНК «Башнефть» нарушения части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 23.11.2020 № 223ФЗ-929/20.

  4. Передать материалы дела от 23.11.2020 № 223ФЗ-929/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7705300542, ОГРН 1147746943057
ОАО АНК "Башнефть"
ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240
ООО «Тэксертрегион»
ИНН 0277102066, ОГРН 1090280000546