Решение №28/98849/22 Решение № 223ФЗ-413/22 от 27 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-413/22
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.10.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителя:
<...>: <...>,
представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 14.10.2022 № 298 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 32211711547), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 14.10.2022 № 298 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 32211711547) (далее – Жалоба, Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным приказом генерального директора от 27.09.2022 № 111/1-П.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке,
за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее – Извещение), документацией об Аукционе (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 23.09.2022;
-
начальная (максимальная) цена договора – 1 062 398, 40 рублей;
-
дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 04.10.2022;
-
дата рассмотрения первых частей заявок – 05.10.2022;
-
к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущен 1 участник закупки;
-
дата подачи ценовых предложений – 05.10.2022;
-
в ходе проведения торгов, ценовое предложение подал 1 участник закупки;
-
дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона – 07.10.2022;
-
по результатам рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона заявка единственного участника закупки признана не соответствующей требованиям Документации, в связи с чем Аукцион признан несостоявшимся.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика неправомерно принявшего решение об отказе от заключения договора.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1.2.2 Положения о закупке.
Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор
по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичное положение установлено пунктом 1.13.1 Положения о закупке.
Подпунктом 1 пункта 13.1 Документации установлено, что электронный аукцион признается несостоявшимся в случае соответствия только одного участника закупки
и поданной им заявки на участие в электронном аукционе установленным
в аукционной документации требованиям.
Согласно пункту 13.2 Документации если по окончании срока подачи заявок
на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие
в электронном аукционе (единственная заявка), Комиссия в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения такой заявки рассматривает ее на предмет соответствия требованиям аукционной документации и направляет оператору ЭП протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, который подписывается присутствующими на заседании членами Комиссии. Если единственная заявка на участие в электронном аукционе и подавший такую заявку участник закупки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным аукционной документацией. Заказчик вправе (но не обязан) заключить с таким участником договор по цене, но сниженной не менее чем на 1% от НМЦД.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок
от 05.10.2022 № 32211711547 заявка Заявителя допущена к участию в Аукционе.
Вместе с тем согласно протоколам рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 10.10.2022 № 32211711547-2 (далее – Протокол рассмотрения заявок), подведения итогов от 10.10.2022 № 32211711547-2 (далее – Протокол подведения итогов) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Документации на основании пункта 13.2 Документации, а именно поскольку на участие в закупке подана 1 заявка, в связи с чем Заказчиком принято решение не заключать договор
с единственным участником Аукциона.
Заказчик при проведении закупки должен руководствоваться
в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом признания равенства участников регулируемых им отношений в соответствии
с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также Комиссией ФАС России установлено, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе в допуске заявки Заявителя на основании пункта 13.2 Документации, в результате чего Заказчиком не заключен договор
с Заявителем, являются неправомерными, поскольку пункт 13.2 Документации
не содержит оснований для отказа в допуске участников закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что отказ
в допуске на участие в закупке заявки Заявителя в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок по основанию несоответствия требованиям пункта 13.2 Документации является неправомерным.
При этом по результатам проведения Аукциона, соответствующего всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках,
у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках возникает обязанность заключить договор с единственным участником закупки.
Вместе с тем Законом о закупках не предусмотрено исключений в части отказа от заключения договора по результатам проведения закупочной процедуры
в виде признания процедуры несостоявшейся.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не заключении договора
с Заявителем по причине подачи только 1 заявки на участие в Аукционе, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 15 статьи 3.2
Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу <...> от 14.10.2022 № 298 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов (извещение № 32211711547) обоснованной.
-
Признать <...> нарушившим часть 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 24.10.2022 по делу № 223ФЗ-413/22.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения