Решение №28/67209/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-314/23 от 21 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-314/23

по результатам рассмотрения жалобы АО «НИИ СГУ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.08.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Россети»: <...>, <...>, <...>, <...>,

АО «НИИ СГУ»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО «НИИ СГУ» от 04.08.2023 №
357 на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Россети» при проведении
конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию автоматизированной системы управления персоналом (АСУП) с использованием отечественного программного обеспечения (извещение № 32312602112), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба АО «НИИ СГУ» (далее – Заявитель)
от 04.08.2023357 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети»
(далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию автоматизированной системы управления персоналом (АСУП) с использованием отечественного программного обеспечения (извещение № 32312602112) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «ФСК-Россети», утвержденным решением Совета директоров
ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)20.07.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 642 339 776 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 21.08.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 31.08.2023;

  5. Дата подведения итогов – 07.09.2023.

С целью изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 11.08.2023 по 16.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование
к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

Согласно пункту 1.4.3 Документации участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке должен удовлетворять требованиям, установленным
в пункте 9 части 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации (далее – Информационная карта).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5.4.4 Документации Заказчик отклоняет заявку участника в случае, если участник не соответствует требованиям, установленным Документацией.

Согласно пункту 4.6.8 Положения о закупке требования к участникам закупки, не предусмотренные разделом 4.6 Положения о закупке, устанавливаются извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии
с требованиями действующего законодательства Российской Федерации
и Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 2.5 приложения № 2 «Типовые требования
к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок»
к Положению о закупке (далее – Типовые требования) допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении № 1 и приложении № 2 к Типовым требованиям. Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не предусмотренных в Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации либо принято решение об установлении таких требований Центрального закупочного органа ПАО «Россети».

Подпунктом 13 приложения № 1 к Типовым требованиям установлен
отборочный критерий «Опыт выполнения аналогичных работ, оказания
аналогичных услуг, поставки аналогичных товаров», подтверждающий наличие
у участника опыта выполнения аналогичных работ/услуг/поставок товаров,
выполненных в качестве генподрядчика либо субподрядчика; исполнителя
или соисполнителя.

При этом согласно подпункту «с» пункта 9 Информационной карты участник закупки должен иметь не менее 1 (одного) исполненного или действующего договора за последние три года до даты публикации извещения о закупке
на выполнение работ по созданию или внедрению или доработке или развитию
или модернизации автоматизированной системы управления персоналом (включая процесс расчета заработной платы) с ценой такого договора не менее 20%
от начальной (максимальной) цены договора,
установленной в пункте 5 Информационной карты, для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределенную сеть филиалов (от 3 филиалов и более).

Подтверждением указанного опыта исполнения контракта (договора) участником, для целей настоящей закупки, является копия контракта (договора) (включая приложения), а также копии актов приёмки выполненных работ, заверенные участником, при этом дата подписания последнего акта приёмки выполненных работ не должна быть ранее 3 лет до даты публикации извещения
о закупке. Исполнение контракта (договора) должно быть подтверждено копией акта исполнения обязательств по контракту (договору), либо копиями актов приёмки выполненных работ на полный объём обязательств участника по контракту (договору), заверенными участником.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих территориально распределительную сеть (от 3 филиалов), ввиду того, что заявки участников закупки, не имеющих соответствующего требованию опыта выполнения работ, подлежат отклонению на стадии рассмотрения заявок.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения
представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что положениями приложения № 1 к Типовым требованиям не предусмотрено установления отборочного критерия, подтверждающего наличие у участника опыта выполнения работ по предмету закупки исключительно для компаний электросетевого комплекса, имеющих распределенную сеть филиалов (от 3 филиалов и более).

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что частью 5 «Техническая часть» Документации не предусмотрены специальные требования к выполняемым работам по предмету закупки для компаний электросетевого комплекса, в связи с чем отсутствие опыта у участника закупки по предмету закупки на вышеуказанных объектах, не свидетельствует о невозможности надлежащим образом исполнить обязательства по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Документации требование
к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки,
не соответствуют требованиям Положения о закупке, противоречат положениям
части 2 статьи 2 Закон о закупках, нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком самостоятельно устранено выявленное нарушение путем внесения изменений
в Документацию от 10.08.2023.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «НИИ СГУ» (ИНН: 7727798233;
ОГРН: 1137746113471)
от 04.08.2023357 на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Россети»
(ИНН: 4716016979, ОГРН:1024701893336) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ
по созданию автоматизированной системы управления персоналом (АСУП)
с использованием отечественного программного обеспечения
(извещение
32312602112) обоснованной.

2. Признать ПАО «Россети» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Закона
о закупках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, ПАО «Россети» не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено ПАО «Россети» самостоятельно путем внесения изменений
в конкурсную документацию.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.08.2023
№ 223ФЗ-314/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ПАО "Россети"
ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336
ООО "РТС - тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
АО "НИИ СГУ"
ИНН 7727798233, ОГРН 1137746113471