Решение №28/55810/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-342/21 от 6 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение ФАС России от 16.11.2020 N 223ФЗ-896/20Нарушение: ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-342/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вектор» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.07.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Мособлэнерго»: <...>

ООО «Вектор»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Вектор» от 23.06.2021 № 28-6/21 на действия (бездействие) заказчика
АО «Мособлэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку передвижных электростанций (извещение № 32110325353), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Вектор» (далее – Заявитель)
от 23.06.2021 № 28-6/21 на действия (бездействие) заказчика
АО «Мособлэнерго» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку передвижных электростанций (извещение № 32110325353) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора,
являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках АО «Мособлэнерго», утвержденным Решением Совета директоров
АО «Мособлэнерго» от 30.06.2021 (протокол № 17/2021) (далее – Положение
о закупках).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, закупочной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой
    информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 27.05.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 246 550 000 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок 15.06.2021;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 17.06.2021;

  5. На участие в Конкурсе подано – 5 заявок;

  6. По результатам рассмотрения первых частей к участию в Конкурсе допущено 2 заявки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 23.06.2021;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок к участию в Конкурсе допущено – 2 заявки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 24.06.2021;

  10. Победителем Конкурса признано ООО «ТДМД» с предложением о цене договора в размере 246 000 000 рублей.

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 30.06.2021 до 01.07.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в Конкурсе.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2.1.3 раздела 2 «Порядок подготовки и содержание заявки на участие в Конкурсе» первая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки в соответствии с пунктом 7.3 раздела 7 «Информационная карта» Документации (далее – Информационная карта).

Пунктом 7.3 Информационной карты установлено следующее:

«Описание предмета закупки:

функциональные характеристики: товар является источником электроснабжения при аварийно-восстановительных и профилактических работах;

технические и качественные характеристики: в соответствии с Техническим заданием (Приложение №2 к Документации)».

Пунктом 5 Приложения № 2 «Техническое задание» к Документации (далее – Техническое задание) установлено следующее: «По всем видам оборудования поставщик должен предоставить полный комплект технической и эксплуатационной документации на русском языке, подготовленной в соответствии с ГОСТ 2.601-2019, в том числе руководства по эксплуатации (генератора, двигателя, панелей управления, распределительного шкафа, контроллера управления, автоматических выключателей, аккумуляторных батарей и т.п.), комплект схем (электрических, гидравлических и т.п.) на дизель-генераторную установку (далее – ДГУ), панель управления, распределительный шкаф и т.п., эскизы (схемы, чертежи). Допустимо объединение всех или нескольких в единый документ с указанием разделов. Все руководства по эксплуатации, схемы, эскизы, должны быть выполнены на русском языке с учетом полного, профессионального перевода с иностранного языка. В руководстве по эксплуатации на ДГУ должен быть описан полный процесс запуска и остановки ДГУ, включения на параллельную работу, описаны требования к обслуживанию, ремонту, условиям эксплуатации, топливу, маслу, смазочных материалов и т.п. В руководстве по эксплуатации контроллера должен быть описан полный функционал устройства, в том числе измерение входных параметров, процессов синхронизации, включения ДГУ на параллельную работу и т.п., приложены принципиальные и функционально-логические схемы. В руководствах по эксплуатации должны быть указаны контактные данные сервисных центров и службы поддержки на территории Российской Федерации».

Разделом 10 Технического задания предусмотрено предоставление участником закупки в составе заявки в том числе компоновки оборудования с указанием габаритов.

В соответствии с пунктом 2.1.6 Документации в случае содержания в первой части заявки на участие в Конкурсе сведений об участнике Конкурса и (или) о ценовом предложении, а также наличия в Техническом предложении несооответствия описания товара, указанного в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации, либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8.4 Положения
о закупках.

Согласно протоколу, составленного в ходе проведения Конкурса
по результатам рассмотрения первых частей заявок от 17.06.2021 № 263/1

(далее – Протокол) заявка Заявителя отклонена на основании пункта 2.1.6 Документации и пункта 8.4 Положения о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что Заявитель в составе первой части заявки предоставил техническое описание товара, несоответствующее требованиям Технического задания, а именно в составе заявки Заявителем приложены документы, которые должным образом не детализируют компоновку оборудования с указанием габаритов предлагаемых к поставке передвижных электростанций. Дополнительно представители Заказчика сообщили, что согласно пункту 10.2 Технического задания участнику закупки необходимо представить схему «Компоновки оборудования с указанием габаритов», однако Заявителем приложена иная схема – «Общий вид контейнера для ДГУ 320 кВт, 400 кВт, 508 кВт».

Вместе с тем Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, положения Документации, установила, что в Документации отсутствуют требования к содержанию эскизов, схем, чертежей, которые необходимо представить участнику закупки в составе заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что исходя из положений Документации, не представляется возможным установить каким именно требованиям должны соответствовать эскизы, схемы, чертежи, которые участник закупки должен предоставить в составе заявки, что в свою очередь вводит участников Конкурса в заблуждение и не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в закупке.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащее требование к составу заявки, и как следствие отказавшего Заявителю в допуске к участию в Конкурсе нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе, результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием, в том числе, количества заявок на участие в закупке, которые отклонены, а также оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации которым не соответствует такая заявка.

Аналогичное положение предусмотрено в пункте 18.10 Положения о закупках.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что при составлении протокола по результатам проведения определенного этапа закупочной процедуры Заказчик должен руководствоваться принципом соблюдения информационной открытости, который подразумевает под собой необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, в частности основания отклонения заявки, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Протокол
не содержит исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных Положением о закупках и требованиями Закона о закупках, а именно в Протоколе отсутствуют основания отклонения заявок, подданных на участие в Конкурсе, тем самым участникам закупки не представляется возможным понять, что в составе заявки указано неверно.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, противоречат пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 3 части 13 статьи 3.2, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Вектор» (ИНН: 7701873126,
ОГРН: 110774628790) от 23.06.2021 № 28-6/21 на действия (бездействие) заказчика АО «Мособлэнерго» (ИНН:
5032137342, ОГРН: 1055006353478)
при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку передвижных электростанций (извещение
№ 32110325353) обоснованной.

2. Признать АО «Мособлэнерго» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 3 части 13 статьи 3.2, пункт 2 части 10 статьи 4, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 01.07.2021 № 223ФЗ-342/21.

4. Передать материалы дела от 01.07.2021 № 223ФЗ-342/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса
о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АО «Мособлэнерго»
ИНН 5032137342, ОГРН 1055006353478
ООО «Вектор»
ИНН 5751065219, ОГРН 1205700005180
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666