Решение №28/57739/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-351/21 от 12 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение Московского УФАС России от 10.09.2020 по делу N 077/07/00-14863/2020Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-351/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интеллектуальный капитал» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
07.07.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО «Интеллектуальный капитал»: <...>,
АО «Наука и инновации»: <...>,
АО «Атомкомлект»: <...>,
представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Интеллектуальный капитал» от 25.06.2021 № 0106, направленную письмом Московского УФАС России от 30.06.2021 № ЕИ/38567/21, на действия (бездействие) заказчика АО «Наука и инновации» и организатора закупки
АО «Атомкомлект» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации
(извещение № 32110370309), в соответствии со статьей 18.1
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Интеллектуальный капитал» (далее - Заявитель) от 25.06.2021 № 0106, направленная письмом Московского УФАС России от 30.06.2021 № ЕИ/38567/21, на действия (бездействие) заказчика АО «Наука и инновации» (далее – Заказчик) и организатора закупки АО «Атомкомлект» (далее – Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации (извещение № 32110370309) (далее – Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора,
являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, закупочной документацией (далее – Извещение, Документация):
-
Извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой
информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 09.06.2021; -
Начальная (максимальная) цена договора – 22 133 476,86 рублей;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 06.07.2021;
-
Дата рассмотрения заявок – 22.07.2021;
-
Дата подведения итогов – 22.07.2021.
В ходе рассмотрения Жалобы 05.07.2021 Комиссией ФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.07.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее требование к участникам закупки.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В силу подпункта «б» пункта 8.3 части 2 тома 1 Документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. При этом основанием для отказа в допуске является, в том числе несоответствие участника закупки требованиям, установленным в Документации.
Подпунктом 1.12 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Документации установлено следующее требование к участникам закупки:
«Присутствие участника закупки на момент рассмотрения заявки на участие в закупке на отборочной стадии в не менее чем одном рейтинге, опубликованном компанией Legal 500 на сайте http://www.legal500.com:
– по практике «Intellectual property» в юрисдикциях: Египет, ОАЭ, Австралия, Бельгия, Канада, Республика Чехия, Финляндия;
– по практике «Intellectual property» (под-рейтинг «Patent prosecution») в юрисдикции Германии;
– по практике «Intellectual property» (под-рейтинг «Patents: prosecution (including re-examination and post-grant proceedings») в юрисдикции США;
– по практике Intellectual Property: Patent And Trade Mark Attorneys в юрисдикции Франции;
– по практике Intellectual Property: Patents в юрисдикции Франции;
– по практике Intellectual property: Foreign Firms в юрисдикции КНР;
и/или не менее чем в одном рейтинге, опубликованном компанией Chambers and Partners на сайте https://chambers.com из перечисленных:
– Global Rankings Intellectual Property in Global-wide;
– Global Rankings Intellectual Property in Asia-Pacific Region;
– Global Rankings Intellectual Property in Europe-wide;
– Europe Rankings Intellectual Property in Europe-wide;
– Asia-Pacific Rankings Intellectual Property in Asia-Pacific Region.
При этом документами, подтверждающие соответствие участника закупки вышеуказанному требованию, являются:
– распечатанные в период с даты публикации закупки до окончания срока подачи заявки на участие в закупке страницы с интернет-сайта Chambers and Partners и интернет-сайта Legal 500 соответственно, которые заверяются уполномоченным представителем участника закупки посредством проставления даты и времени, подтверждающих время распечатки, указания должности и подписания;
– присутствием участника закупки в рейтинге и/или в числе рекомендованных Legal 500 или Chambers and Partners считается также присутствие организации, оказывающей услуги под единым с участником средством индивидуализации (товарным знаком, знаком обслуживания, частью фирменного наименования) и входящей в группу лиц с участником закупки».
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора представили материалы и пояснили, что наличие участника закупки в вышеуказанных рейтингах демонстрирует масштабы деятельности юридической компании, в том числе с крупными частными компаниями и организациями из внутреннего государственного сектора.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что отсутствие участника закупки в вышеуказанных рейтингах, а также подтверждающих документов в соответствии с подпунктом 1.12 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Документации не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, в случае, если законодательством Российской Федерации
не установлены обязательные требования к участникам закупки о наличии сведений о таком участнике в вышеуказанных рейтингах, Заказчик не вправе устанавливать соответствующие требования в документации о закупке.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Запроса предложений неправомерное требование, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Интеллектуальный капитал» (ИНН 7736560519,
ОГРН 5077746955468) от 25.06.2021 № 0106, направленную письмом Московского УФАС России от 30.06.2021 № ЕИ/38567/21, на действия (бездействие) заказчика АО «Наука и инновации» (ИНН 7706760091,
ОГРН 1117746621211) и организатора закупки АО «Атомкомлект»
(ИНН 7706738770, ОГРН 1107746480490) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации (извещение № 32110370309) обоснованной.
2. Признать АО «Наука и инновации», АО «Атомкомлект» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать АО «Наука и инновации», АО «Атомкомлект», АО «ЕЭТП» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 07.07.2021
№ 223ФЗ-351/21.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 07.07.2021 № 223ФЗ-351/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.