Решение №17/5203/21 Рещение 223ФЗ-31/21 от 27 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ - 31/21
по результатам рассмотрения жалобы АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
22.01.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
Госкорпорации «Росатом»: <...>,
АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз»: <...>,
представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз» от 13.01.2021 № 145 на действия (бездействие) заказчика Госкорпорации «Росатом» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на услуги по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности и консолидированной финансовой отчетности Госкорпорации «Росатом» за 2021 год (извещение № 0773100000320000118) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз»
(далее - Заявитель) от 13.01.2021 № 145 на действия (бездействие) заказчика Госкорпорации «Росатом» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на услуги по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности и консолидированной финансовой отчетности Госкорпорации «Росатом» за 2021 год (извещение № 0773100000320000118)
(далее- Конкурс, Жалоба).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.12.2020;
-
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 18 150 000,00 рублей;
-
Дата окончания подачи заявок - 18.01.2021;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок - 19.01.2021;
-
На участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Документации;
-
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 22.01.2021;
-
Дата подведения итогов Конкурса – 22.01.2021.
В целях изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 21.01.2021 до 22.01.2021.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссией ФАС России установлено следующее.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю «Наличие опыта оказания услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017-2019 гг., составленной по РСБУ, организаций и предприятий атомной отрасли, в рамках заключенных договоров» (далее — Показатель № 1).
-
-
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
-
-
-
Критерий «Цена контракта» – значимость критерия 30 %, коэффициент значимости равен 0,3;
-
Критерий «Квалификация участников закупки»
(далее – Критерий № 1) – значимость критерия 70 %, коэффициент значимости равен 0,7.
-
-
В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 29 раздела 5 Информационной карты Документации Критерий № 1 содержит, в том числе Показатель № 1.
При этом согласно Документации наличие соответствующего опыта подтверждается копиями аудиторских заключений по завершенным
в 2018-2020 гг. контрактам/договорам на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, организаций и предприятий атомной отрасли.
Вместе с тем в перечень организаций и предприятий атомной отрасли для целей оценки включается Госкорпорация «Росатом» (далее – Корпорация) и организации Корпорации (акционерные общества Корпорации и общества с ограниченной ответственностью с участием Корпорации в их уставном капитале, их дочерние и зависимые общества, учреждения Корпорации, федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых Корпорация осуществляет права собственника имущества, а также хозяйственные общества, акциями (долями участия в уставном капитале) которых владеют указанные федеральные государственные унитарные предприятия).
Учитывая вышеизложенное, по мнению Комиссии ФАС России, установление в документации требования о наличии у участника закупки опыта по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности исключительно в организациях атомной отрасли, ограничивает участников закупки, обладающих опытом проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки по Показателю № 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку вышеуказанный порядок оценки не применяется при рассмотрении единственно поданной заявки.
При проведении внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.
-
-
-
В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 29 раздела 5 Информационной карты Документации Критерий № 1 содержит, в том числе показатель «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - наличие в штате у участника конкурса или на привлеченной основе специалиста с действующим квалификационным аттестатом аудитора»
(далее - Показатель № 2).
-
-
При этом, в подтверждение наличия трудовых ресурсов участник должен представить:
-
копии трудовых договоров или выписки из трудовых книжек или гражданско-правовые договоры на оказание услуг, или копии приказов;
-
копии действующих квалификационных аттестатов аудитора.
Вместе с тем согласно порядку оценки по вышеуказанному показателю при отсутствии в штате участника конкурса специалистов с действующими квалификационными аттестатами аудитора присваивается «0» баллов.
Таким образом, Заказчиком в Документации установлены противоречивые требования к возможности предоставления участником закупки сведений о специалистах, привлеченных на договорной основе, для получения максимального балла по указанному показателю.
Кроме того, аналогичный порядок оценки установлен подпунктом 2.2.2 пункта 29 раздела 5 Информационной карты Документации Критерий № 1 по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - наличие в штате у участника конкурса или на привлеченной основе специалиста, который имеет единый действующий квалификационный аттестат аудитора, выданный не ранее 01.01.2011г.» (далее - Показатель № 3).
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, что порядок оценки по Показателям № 2 и № 3 Критерия № 1 вводит участников закупки в заблуждение и может быть применен Заказчиком по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки по Показателям № 2 и № 3 Критерия № 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения Конкурса не повлияло, поскольку вышеуказанный порядок оценки не применяется при рассмотрении единственно поданной заявки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз»
(ИНН: 7705040076; ОГРН: 1027700302310) от 13.01.2021 № 145 на действия (бездействие) заказчика Госкорпорация «Росатом» (ИНН: 7706413348,
ОГРН: 1077799032926) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на услуги по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности и консолидированной финансовой отчетности Госкорпорации «Росатом» за 2021 год (извещение № 0773100000320000118) обоснованной. -
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
-
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 22.01.2021 по делу № 223ФЗ-31/21 не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат проведения Конкурса. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.01.2021 № 223ФЗ-31/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.