Решение №28/95991/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-399/22 от 18 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
АО «РЖДстрой»
Елизаветинский пер., д. 12, стр. 1, Москва, 105005
АО «ТЭК-Торг»
Тимура Фрунзе ул., д. 24, Москва, 119021
ООО «Резервпромснаб»
Трубачева ул., д. 45, кв. 20, Екатеринбург, 620082 |
РЕШЕНИЕ
№
223ФЗ-399/22
по
результатам рассмотрения жалобы ООО
«Резервпромснаб» на
действия (бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц»
13.10.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего
заседание Комиссии ФАС России –
начальника
отдела
проверок №
1 Управления контроля размещения
государственного заказа
Крюковой
Е.Л.,
членов Комиссии ФАС России:
начальника отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой А.В.,
заместителя
начальника правового отдела №
1 Управления контроля
размещения
государственного заказа Гладковой
Е.А.,
при участии представителей:
АО «РЖДстрой»: Гончаровой О.И. (доверенность от 28.01.2022 № 22/58),
ООО «Резервпромснаб»: Дюкиной В.А. (решение от 11.09.2022 № 1),
представители
АО
«ТЭК-Торг»
на заседание Комиссии ФАС России
не
явились, о дате, времени и месте
рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены
надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО
«Резервпромснаб» от
03.10.2022
№ РПС031022-1
на
действия (бездействие) заказчика АО
«РЖДстрой»
при проведении открытого
конкурса
в электронной форме
на
право заключения договора на выполнение
комплекса строительно-монтажных работ
на объекте: «Станция Шимановская
Забайкальской железной дороги. Удлинение
приемо-отправочных путей №№ 4, 5 и 6»
(извещение
№
32211582029),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В
ФАС России поступила жалоба
ООО
«Резервпромснаб» (далее
– Заявитель)
от
03.10.2022
№ РПС031022-1
на
действия (бездействие) заказчика АО
«РЖДстрой»
(далее
– Заказчик)
при проведении открытого
конкурса
в электронной форме
на
право заключения договора на выполнение
комплекса строительно-монтажных
работ
на объекте: «Станция Шимановская
Забайкальской железной дороги.
Удлинение
приемо-отправочных путей №№ 4, 5 и 6»
(извещение
№
32211582029)
(далее
– Конкурс,
Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает
жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной
комиссии при организации и проведении
торгов, заключении договоров
по
результатам торгов либо в случае, если
торги, проведение которых является
обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
признаны несостоявшимися, а также при
организации и проведении закупок в
соответствии
с Законом о закупках.
При
этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции установлено,
что при
рассмотрении жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа
рассматривает
обжалуемые акты и (или) действия
(бездействие) организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа и (или) организации,
осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона о закупках при
закупке товаров, работ, услуг заказчики
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом о закупках,
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также принятыми в соответствии
с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона
о закупках
правовыми актами, регламентирующими
правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЖДстрой», утвержденным решением совета директоров АО «РЖДстрой» от 11.09.2019 протоколом № 356 (в редакции от 23.05.2022 протокол № 403) (далее – Положение о закупке).
В
соответствии с частью 5 статьи 4 Закона
о закупках при осуществлении
закупки
в единой информационной системе, на
официальном сайте, за исключением
случаев, предусмотренных Законом о
закупках, размещаются извещение
об
осуществлении конкурентной закупки,
документация о конкурентной закупке,
проект договора, являющийся неотъемлемой
частью извещения об осуществлении
конкурентной закупки и документации о
конкурентной закупке, изменения,
внесенные
в такие извещение и
документацию, разъяснения такой
документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый
протокол, иная дополнительная информация,
предусмотренная в соответствии с частью
6 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно
извещению об осуществлении закупки
(далее – Извещение),
конкурсной
документации (далее – Документация),
протоколам, составленным
при
определении поставщика (подрядчика,
исполнителя):
Извещение
размещено на
сайте единой информационной системы
в
сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)
(далее
– ЕИС)
– 28.07.2022;
Начальная (максимальная) цена договора – 1 491 845 516, 40 руб.;
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.09.2022;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки участников закупки;
Дата рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса – 21.09.2022;
По результатам рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе, к участию в Конкурсе допущена одна заявка участника закупки;
Дата подведения итогов Конкурса – 22.09.2022;
По результатам подведения итогов Конкурса Заказчиком принято решение признать Конкурс несостоявшимся, поскольку к участию в Конкурсе допущена одна заявка участника закупки, вместе с тем договор с единственным участником закупки не заключается.
В
целях
полного и всестороннего рассмотрения
материалов Комиссией
ФАС России
объявлен перерыв с 11.10.2022
по 13.10.2022.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев, позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган в порядке, установленном статьей
18.1 Закона о защите конкуренции, действия
(бездействие) заказчика
при закупках
товаров, работ, услуг, в том числе
осуществление заказчиком закупки
с
нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или)
осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой
информационной
системе положении о закупке такого
заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
1. Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения Конкурса, ввиду признания закупки несостоявшейся;
2.
Заказчиком неправомерно внесены
изменения в план закупок товаров, работ
и услуг (далее –
План закупок) в части проведения
неконкурентной закупки
с предметом
закупки, аналогичным предмету Конкурса.
Представитель
Заказчика с доводами Жалобы не согласился
и сообщил,
что при проведении Конкурса
Заказчик действовал в соответствии с
требованиями законодательства Российской
Федерации, Положения о закупке и
Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В
соответствии с пунктами 2 и 3 части 1
статьи 3 Закона о закупках
при закупке
товаров, работ, услуг заказчики
руководствуются установленными
в
Законе о закупках принципами, в том
числе принципами равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, а
также целевого и экономически эффективного
расходования денежных средств на
приобретение товаров, работ, услуг (с
учетом при необходимости стоимости
жизненного цикла закупаемой продукции)
и реализации мер, направленных на
сокращение издержек заказчика.
1.
Согласно доводу Жалобы
Заказчиком
неправомерно принято решение
об
отказе от заключения договора с Заявителем
по результатам проведения Конкурса,
ввиду признания закупки несостоявшейся.
Частью
15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что договор
по результатам конкурентной
закупки заключается не ранее чем через
десять дней
и не позднее чем через
двадцать дней с даты размещения в единой
информационной системе итогового
протокола, составленного по результатам
конкурентной закупки.
Согласно
пункту 318 Положения о закупке если на
участие в открытом конкурсе поступила
одна конкурсная заявка и заказчиком
принято решение
о признании открытого
конкурса несостоявшимся без рассмотрения
конкурсной заявки и заключения договора
с единственным участником закупки,
такая заявка
не рассматривается
заказчиком, конкурс признается
несостоявшимся, договор
с таким
участником не заключается, соответствующая
информация указывается
в итоговом
протоколе.
В соответствии с пунктом 3.9.1.4 части 3 Документации Конкурс признается несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам проведения Конкурса отклонены все заявки, за исключением одной заявки, поданной на участие в Конкурсе.
При
этом согласно пункту 3.9.2 части 3
Документации если
Конкурс признан несостоявшимся вследствие
поступления конкурсной заявки от одного
участника Конкурса, с таким участником,
при условии, что он будет допущен к
участию Конкурсе и его конкурсная заявка
соответствует требованиям, изложенным
в
Документации, а также с единственным
допущенным к Конкурсу участником может
быть заключен договор в порядке,
установленном нормативными документами
заказчика.
Аналогичное положение изложено в пункте 338 Положения о закупке.
Согласно
протоколу
подведения
итогов Конкурса от
22.09.2022
№
8383/2
Заказчиком
принято решение признать Конкурс
несостоявшимся, поскольку
на участие
в Конкурсе
допущена единственная заявка участника
закупки –
Заявителя, признанная соответствующей
требованиям Документации, при
этом
Заказчиком принято решение не заключать
договор с Заявителем.
Представитель
Заказчика на заседании Комиссии ФАС
России пояснил,
что Заказчик в
соответствии с Положением о закупке,
Документацией вправе отказать в
заключении договора участнику закупки
в случае признания Конкурса несостоявшимся
и допуска к
участию в закупочной процедуре
одного участника закупки.
Изучив
представленные материалы, а также
выслушав пояснения представителя
Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС
России установлено,
что при
проведении закупки Заказчик
должен
руководствоваться в том числе пунктом
2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а
именно принципами
равноправия,
справедливости,
отсутствием дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции
по отношению
к участникам закупки, а
также принципом признания
равенства участников регулируемых им
отношений в
соответствии с пунктом
1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее – ГК РФ).
Частью
1
статьи 447 ГК
РФ
установлено,
что договор
заключается
с лицом, выигравшим
торги.
Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено право Заказчика отказаться от заключения договора с победителем.
Согласно
части 1 статьи 433 ГК РФ договор признается
заключенным
в момент получения лицом,
направившим оферту, ее акцепта. Акцепт
должен быть полным и безоговорочным.
В соответствии с частью 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Частью
1 статьи 438 ГК РФ установлено, что акцептом
признается
ответ лица, которому
адресована оферта, о ее принятии.
При
этом подача
заявки на участие в торгах является
акцептом оферты,
в
случае,
если
заявка соответствует всем требованиям
закупочной документации, в
связи с чем у
Заказчика
возникает обязанность заключить договор
с
единственным
допущенным участником на условиях,
предусмотренных закупочной документацией.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно пункту 3.9.2 части 3 Документации заключение или незаключение договора с участником полностью зависит от волеизъявления Заказчика, что нарушает принцип равноправия сторон публичных правоотношений.
Учитывая
изложенное,
Комиссия ФАС России приходит к выводу
о
том,
что действия Заказчика, принявшего
решение об отказе от заключения договора
с Заявителем по результатам проведения
Конкурса, ввиду признания закупки
несостоявшейся,
являются неправомерными, поскольку
по результатам проведения Конкурса,
соответствующего
всем признакам конкурентной закупки,
указанным
в
Законе о закупках,
у
Заказчика
в соответствии с частью
15 статьи 3.2 Закона о закупках
возникает обязанность заключить
договор с единственным участником
закупки,
в том числе при наличии одной заявки,
признанной соответствующей требованиям
документации о конкурентной закупке.
Кроме
того, Законом
о закупках не
предусмотрено
исключений в
части отказа
от
заключения договора по результатам
проведения закупочной процедуры в виде
признания процедуры несостоявшейся.
Таким
образом, действия Заказчика, неправомерно
принявшего
решение
об отказе от заключения
договора с Заявителем,
противоречат
пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
и нарушают
часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
2.
Согласно
доводу Жалобы Заказчиком
неправомерно внесены изменения
в
План
закупок в части проведения неконкурентной
закупки с предметом закупки, аналогичным
предмету Конкурса.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках установлен
перечень оснований
для обжалования
действий (бездействия) заказчика, в том
числе осуществление
заказчиком закупки с нарушением
требований Закона
о
закупках и
(или) порядка подготовки и (или)
осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном
и размещенном в единой
информационной системе положении о
закупке такого заказчика.
Вместе
с тем Заказчик на заседании Комиссии
ФАС России пояснил,
что
в рамках планируемой неконкурентной
закупки с предметом закупки, аналогичным
предмету Конкурса, договор
не заключен.
Комиссия ФАС России отмечает, что поскольку в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции, Закона о закупках обжалуемые в рамках вышеуказанного довода Жалобы действия Заказчика не являются предметом рассмотрения Комиссии ФАС России.
Таким
образом, довод Жалобы оставлен Комиссией
ФАС России
без рассмотрения.
Учитывая
изложенное, в соответствии с частями
17, 20 статьи 18.1 Закона
о защите
конкуренции, Комиссией ФАС России
принято решение о необходимости
выдачи
предписания, направленного на устранение
выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать
жалобу ООО
«Резервпромснаб»
(ИНН:
6685167217;
ОГРН: 1196658063326) от
03.10.2022
№ РПС031022-1
на действия (бездействие) заказчика АО
«РЖДстрой»
(ИНН:
7708587205; ОГРН: 1067746082546) при
проведении открытого
конкурса
в электронной форме на
право заключения договора на выполнение
комплекса строительно-монтажных работ
на объекте: «Станция Шимановская
Забайкальской железной дороги. Удлинение
приемо-отправочных путей №№ 4, 5 и 6»
(извещение
№
32211582029)
обоснованной в
части неправомерного незаключения
договора с единственным участником
закупки по результатам закупочной
процедуры.
Признать
АО
«РЖДстрой»
нарушившим часть
15 статьи 3.2
Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических
лиц».
Выдать
АО
«РЖДстрой»,
АО
«ТЭК-Торг»
обязательное к исполнению предписание,
направленное на устранение выявленного
нарушения,
в соответствии
с принятым решением
от 13.10.2022
по делу №
223ФЗ-399/22.
Решение
может быть обжаловано в арбитражный
суд в течение трех
месяцев со дня его
вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: Е.Л. Крюкова
Члены Комиссии ФАС России: А.В. Киселева
Е.А. Гладкова
Исп.Сейфетдинов Ш.Р.
тел.8(499)755-23-23 вн. 097-204
2022-139787