Решение №28/88434/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-372/22 от 23 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «РЖД»
Новая
Басманная ул., д. 2/1, стр. 1,
ООО «РТС-тендер»
Тараса Шевченко наб., д. 23А, помещ. 1, Москва, 121151
ООО «Экостайл»
Памирская
ул., г. Нижний Новгород, 603032 |
РЕШЕНИЕ
№
223ФЗ-372/22
по
результатам рассмотрения жалобы ООО
«Экостайл» на
действия
(бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в
соответствии
с Федеральным законом
от 18.07.2011 №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц»
21.09.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 1 Управления контроля размещения государственного заказа Цакоева Х.В.,
членов Комиссии ФАС России:
начальника рассмотрения жалоб Правового управления Кореповой В.В.,
советника правового отдела № 4 Управления контроля размещения государственного заказа Мерета А.В.,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: Голубушиной М.С. (доверенность от 25.08.2020 № ЦДЗС-58/Д),
ООО «Экостайл»: Гадалина М.А. (доверенность от 22.01.2022 № 1),
представители ООО «РТС-Тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО «Экостайл»
на
действия
(бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при
проведении конкурса в электронной
форме, участниками которого могут быть
только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на право заключения
договора на
оказание
услуг по комплексному
обслуживанию и
текущему ремонту модульных туалетных
комплексов на объектах дирекций
пассажирских обустройств
(извещение
№
992/ОКЭ-ЦДПО/22,
размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии
со статьей 18.1
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» (далее – Закон о
защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В
ФАС России поступила жалоба ООО
«Экостайл»
(далее – Заявитель)
на действия
(бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее
– Заказчик) при проведении конкурса в
электронной форме,
участниками которого могут быть
только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на право заключения
договора на
оказание
услуг по комплексному
обслуживанию и
текущему ремонту модульных
туалетных
комплексов на объектах дирекций
пассажирских обустройств
(извещение
№
992/ОКЭ-ЦДПО/22,
размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
(далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный
закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц» (далее – Закон о
закупках) устанавливает общие принципы
закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ,
услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона
о закупках.
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает
жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии
или аукционной
комиссии при организации и проведении
торгов, заключении договоров по
результатам торгов либо в случае, если
торги, проведение которых является
обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
признаны несостоявшимися, а также при
организации и проведении закупок в
соответствии
с Законом о закупках.
При
этом в соответствии с частью 17 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции
при
рассмотрении жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа рассматривает
обжалуемые акты и (или) действия
(бездействие) организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа и (или) организации,
осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона о закупках при
закупке товаров, работ,
услуг заказчики
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом о закупках,
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также принятыми в соответствии
с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона
о закупках
правовыми актами, регламентирующими
правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (редакция от 30.06.2022 № 20) (далее – Положение о закупке).
1. Извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Оператора (https://www.rts-tender.ru) – 30.06.2022;
2.
Начальная (максимальная) цена договора
по лоту № 1 – 304
224 061,86 руб.,
по лоту № 2 – 96
749 956,20
руб., по лоту № 3 – 29
338 315,20
руб., по лоту
№ 4 – 52
769 088
руб., по лоту № 5 – 91
495 228,32
руб., по лоту
№ 6 – 112
154 414,72
руб., по лоту № 7 – 342
240 891,48
руб., по лоту
№ 8 – 252
425 255,35 руб.,
по лоту № 9 – 125
384 847,40
руб., по лоту
№ 10 – 54
142 533,44
руб., по лоту № 11 – 142
358 835,24
руб., по лоту
№ 12 – 69
517 979,64
руб.;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.07.2022;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 22.08.2022;
5.
На участие в Конкурсе подано: по лоту №
1 – 2
заявки, по лоту
№ 2 – 4
заявки, по лоту № 3 – 2 заявки, по лоту №
4 – 2 заявки, по лоту
№ 5 – 3
заявки, по лоту № 6 – 4
заявки, по лоту № 7 – 4
заявки, по лоту
№ 8 – 3
заявки, по лоту № 9 – 3
заявки, по лоту № 10 – 1
заявка,
по лоту
№ 11– 1
заявка,
по лоту № 12 – 2 заявки;
6.
По результатам рассмотрения первых
частей заявок к участию
в Конкурсе
допущены все
заявки, поданные на участие в Конкурсе;
7. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 01.09.2022;
8.
По
результатам рассмотрения вторых
частей заявок к участию
в Конкурсе
соответствующими
требованиям Документации признаны
все
допущенные участники закупки, подавшие
заявки на участие в Конкурсе.
9. Дата подведения итогов Конкурса – 01.09.2022;
10.
По результатам подведения итогов
Конкурса победителем по лотам
№№ 1, 3, 4, 12 является участник закупки с
идентификационным номером «2», по
лотам
№№ 5, 8, 9 является участник
закупки с идентификационным номером
«3»,
по лотам №№ 2, 6, 7 является участник
закупки с идентификационным номером
«4»;
11.
По лотам №№ 10, 11 Заказчиком принято
решение признать закупку
не состоявшейся
в связи с тем, что по на участие Конкурсе
по вышеуказанным лотам подана одна
заявка.
Согласно
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции, если
при рассмотрении
жалобы комиссии антимонопольного органа
необходимо
получение дополнительной
информации, срок принятия решения может
быть
продлен однократно на срок,
установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.
В
ходе заседания 16.09.2022
Комиссией ФАС России на основании
части
14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
срок рассмотрения Жалобы
продлен до
21.09.2022.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев, позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган в порядке, установленном статьей
18.1 Закона о защите конкуренции,
действия
(бездействие) заказчика
при закупках
товаров, работ, услуг, в том числе
осуществление заказчиком закупки
с
нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки
и (или)
осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном
в единой
информационной системе положении
о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом применившего порядок оценки по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника» при расчете баллов заявке Заявителя (далее – Подкритерий).
Представитель
Заказчика с доводом
Жалобы не согласился
и сообщил,
что при проведении Конкурса
Заказчик действовал в соответствии с
требованиями законодательства Российской
Федерации, Положения о закупке и
Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи
3 Закона о закупках при закупке товаров,
работ, услуг заказчики руководствуются
установленными
в Законе о закупках
принципами, в том числе принципами
равноправия, справедливости, отсутствия
дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Частью
6 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что заказчик определяет требования к
участникам закупки в документации о
конкурентной закупке
в соответствии
с положением о закупке. Не допускается
предъявлять к участникам закупки, к
закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора
требования и осуществлять оценку и
сопоставление заявок на участие
в
закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации
о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам
закупки, к закупаемым товарам, работам,
услугам, а также к условиям исполнения
договора, критерии
и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в
закупке, установленные заказчиком,
применяются в равной степени ко всем
участникам закупки,
к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям
исполнения договора.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В
силу положений пунктов 13, 14 части 10
статьи 4 Закона о закупках
в документации
о закупке должны быть указаны сведения,
определенные
положением о закупке, в том числе критерии
оценки и сопоставления заявок
на
участие в закупке, порядок оценки и
сопоставления заявок на участие в
закупке.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:
«Оценивается
путем деления стоимости оказанных
услуг каждым (j-ым) участником по
комплексному обслуживанию и ремонту
модульных туалетных комплексов и/или
комплексному обслуживанию и ремонту
туалетных кабин
и/или комплексному
обслуживанию и ремонту стационарных
модульных туалетных кабин (без учета
НДС) на максимальную из предложенных
участниками стоимость опыта в требуемой
области (без учета НДС), по формуле:
Бj= |
Цjопыт |
*20 |
Цmax |
где:
J=1...n, n – количество участников;
Aj – количество баллов j-ого участника;
Цjопыт
– стоимость оказанных j-ым участником
по комплексному обслуживанию и ремонту
модульных туалетных комплексов и/или
комплексному обслуживанию
и ремонту
туалетных кабин и/или комплексному
обслуживанию и ремонту стационарных
модульных туалетных кабин (без учета
НДС);
Цмах
– максимальная из предложенных
участниками стоимость опыта
в
требуемой области (без учета НДС);
20 – максимально возможное количество баллов.
В случае непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, баллы не начисляются.
Подпунктом
2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
оценка
заявок участников закупки осуществляется,
в том числе, на основании следующих
документов, подтверждающих наличие у
участника закупки опыта
оказания услуг по комплексному
обслуживанию и ремонту модульных
туалетных комплексов и/или комплексному
обслуживанию и ремонту туалетных кабин
и/или комплексному обслуживанию
и
ремонту стационарных модульных туалетных
кабин:
–
документ,
подготовленный в соответствии с формой
сведений об опыте выполнения работ,
оказания услуг, поставки товаров,
представленной в приложении
№ 1.3 к
Документации о наличии требуемого
опыта;
– акты об оказании услуг;
– договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
– документы, подтверждающие оплату по договорам, а именно:
–
выписка
с расчетного счёта банка участника
(получателя платежа), содержащая
информацию о наличии платежей по
договору, заявленному участником
в
форме сведений о наличии соответствующего
опыта, заверенная печатью банка
и
подписью уполномоченного сотрудника
банка;
– платежное поручение о переводе денежных средств в банк участника (получателя платежа), содержащее информацию о платежах по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенное печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка.
–
документы,
подтверждающие правопреемство в случае
предоставления
в подтверждение опыта
договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки
(договор о правопреемстве организации,
передаточный
акт и др.).
Согласно
протоколу рассмотрения вторых частей
заявок, поданных
на участие в Конкурсе
по лоту № 2, от 01.09.2022 б/н Заказчиком при
расчете баллов заявке Заявителя по
Подкритерию принято решение не учитывать
договоры, представленные Заявителем в
составе заявки в качестве подтверждения
наличия опыта по Подкритерию, ввиду
отсутствия в составе заявки Заявителя
платежных поручений, заверенных печатью
банка и подписью уполномоченного
сотрудника банка.
На
заседании Комиссии ФАС России представитель
Заявителя пояснил,
что Заказчиком
неправомерно не учтены договоры,
представленные Заявителем
в качестве
подтверждения наличия опыта по
Подкритерию, поскольку
договоры
от 04.02.2020 № 7846/ОАЭ-ЦДМВ/19/1/1,
от 22.09.2021 № 3905/ОАЭ-ЦДМВ/21/1/1,
от 30.11.2021
№ 4611823 заключены с Заказчиком, в связи
с чем требования Подкритерия о
предоставлении документов,
подтверждающих
оплату по договорам, является
избыточным, поскольку Заказчик обладает
информацией о
наличии платежей по договору.
Вместе
с тем представитель Заявителя отметил,
что договор от 15.01.2022
№ 0001-РР-22,
представленный Заявителем в составе
заявки, подтверждает наличие опыта
выполнения работ по предмету Конкурса,
однако срок оплаты
по вышеуказанному
договору
не наступил, в связи с чем Заявитель на
момент подачи заявки на участие в
Конкурсе не
мог
обладать документами,
подтверждающих
оплату
по
вышеуказанному
договору.
Представитель
Заказчика на заседании Комиссии ФАС
России пояснил,
что в составе заявки
Заявителя в качестве документов,
подтверждающих
оплату
по договорам, представленным
с целью подтверждения наличия опыта по
Подкритерию, представлены платежные
поручения,
не
соответствующие
положениям Документации,
поскольку не имеют
печати банка и подписи уполномоченного
сотрудника банка, в
связи с чем Заказчиком принято решение
не учитывать договоры, представленные
Заявителем в
качестве подтверждения наличия опыта
по Подкритерию.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что требование положения Документации в части предоставления в составе заявки участника закупки документов, подтверждающих оплату по договорам, является избыточным и ограничивающим количество участников закупки, поскольку стоимость оказываемых услуг по договору можно определить на основании акта приемки оказанных услуг.
Таким
образом,
Комиссия
ФАС России
приходит
к выводу, что действия Заказчика, не
принявшего при расчете баллов по
Подкритерию к учету договоры,
представленные в составе заявки
Заявителя, противоречат
положениям пункта 2
части 1 статьи 3
Закона о закупках, нарушают положения
части 6 статьи 3 Закона
о закупках и
содержат признаки административной
ответственности, ответственность
за
совершение которого установлена частью
8 статьи 7.32.3
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Учитывая
изложенное, в
соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1
Закона
о защите конкуренции, Комиссией
ФАС России принято решение о необходимости
выдачи предписания, направленного на
устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1.
Признать
жалобу ООО
«Экостайл»
(ИНН: 5258145352;
ОГРН: 1195275025087)
на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД»
(ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при
проведении конкурса в электронной
форме,
участниками которого могут быть
только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на право заключения
договора на
оказание
услуг
по
комплексному
обслуживанию и
текущему ремонту модульных туалетных
комплексов на объектах дирекций
пассажирских обустройств
(извещение
№
992/ОКЭ-ЦДПО/22,
размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
обоснованной.
2. Признать ОАО «РЖД» нарушившими часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.09.2022 по делу № 223ФЗ-372/22.
4.
Передать соответствующему должностному
лицу Управления контроля размещения
государственного заказа ФАС России
материалы дела от 19.09.2022
№
223ФЗ-372/22 для рассмотрения вопроса о
возбуждении дел
об административных
правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: Х.В. Цакоев
Члены Комиссии ФАС России: В.В. Корепова
А.В. Мерет
Исп.Сейфетдинов Ш.Р.
тел.8(499)755-23-23 вн. 097-204
2022-127849