Решение №28/99265/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-418/22 от 28 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-418/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.10.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от
14.10.2022 № 164/22 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам: «Замена дефектных опор контактной сети на перегоне Казачий – Ядрин», «Техническое перевооружение энергетического комплекса на ст. Волочаевка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Первая Речка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Розенгартовка (ПС 220 кВ Розенгартовка) Дальневосточной дирекции по энергообеспечению. Замена масляных выключателей 220 кВ, замена защит 220 кВ. Организация ССПИ» и «Техническое перевооружение тяговой подстанции Губерово 220кВ с организацией ССПИ», расположенным в границах Дальневосточной железной дороги (извещение № 1585/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...>» (далее – Заявитель) от 14.10.2022 № 164/22 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам: «Замена дефектных опор контактной сети на перегоне Казачий – Ядрин», «Техническое перевооружение энергетического комплекса на ст. Волочаевка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Первая Речка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Розенгартовка (ПС 220 кВ Розенгартовка) Дальневосточной дирекции по энергообеспечению. Замена масляных выключателей 220 кВ, замена защит 220 кВ. Организация ССПИ» и «Техническое перевооружение тяговой подстанции Губерово 220кВ с организацией ССПИ», расположенным в границах Дальневосточной железной дороги (извещение № 1585/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (в редакции от 30.06.2022 протокол № 20) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора – 30.09.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 2 625 093 096 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 26.10.2022.

4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 07.11.2022.

5. Дата подведения итогов Конкурса – 08.11.2022.

В целях полного и всестороннего рассмотрения материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 21.10.2022 по 25.10.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот по предмету закупки.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические
и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики
(при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению и пункту 1.2 Документации предметом закупки является выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам: «Замена дефектных опор контактной сети на перегоне Казачий – Ядрин», «Техническое перевооружение энергетического комплекса на ст. Волочаевка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Первая Речка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Розенгартовка (ПС 220 кВ Розенгартовка) Дальневосточной дирекции
по энергообеспечению. Замена масляных выключателей 220 кВ, замена защит 220 кВ. Организация ССПИ» и «Техническое перевооружение тяговой подстанции Губерово 220кВ с организацией ССПИ», расположенным
в границах Дальневосточной железной дороги.

В соответствии с пунктом 4 технического задания (приложение № 1.1
к Документации) (далее – Техническое задание) выполнение работ по предмету закупки осуществляется по следующим адресам:

1. Амурская область, Архаринский муниципальный округ, перегон железнодорожная станции Казачий – железнодорожная станция Ядрин;

2. Еврейская автономная область, Смидовичский район, участок железнодорожная станция Волочаевка 1 – железнодорожная станция Волочаевка 2;

3. Приморский край, город Владивосток, Первореченский район, железнодорожная станция Первая Речка;

4. Хабаровский край, Бикинский район, железнодорожная станция Розенгартовка;

5. Приморский край, Пожарский район, железнодорожная станция Губерово.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки, ввиду объединения в один
лот выполнения работ на станциях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, поскольку осуществление закупки укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, что, в свою очередь, увеличивает начальную максимальную цену договора, размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе, и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Комиссия ФАС России отмечает, что при формировании предмета закупки заказчиками в закупочных документациях устанавливаются требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Однако, при установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить
к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок,
в частности, в результате укрупнения предмета закупки для ограничения числа участников закупки, в том числе путем необходимости выполнения работ
на территории значительного числа субъектов Российской Федерации в один временной интервал.

Комиссия ФАС России, изучив положения Извещения, Документации, установила, что Заказчиком объединено в один лот закупки выполнение работ на станциях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, находящихся на значительном удалении друг от друга, что ограничивает количество потенциальных участников, желающих принять участие в закупочной процедуре,
а также, как следствие, возможность соперничества между хозяйствующими субъектами за право заключения договора по результатам проведения закупки и выполнения работ по предмету закупки.

При этом согласно Документации работы по предмету закупки необходимо выполнить в один временной период, что также способно привести
к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот по предмету закупки, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС Росси
и

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 14.10.2022 № 164/22 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам: «Замена дефектных опор контактной сети на перегоне Казачий – Ядрин», «Техническое перевооружение энергетического комплекса на ст. Волочаевка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Первая Речка», «Техническое перевооружение тяговой подстанции Розенгартовка (ПС 220 кВ Розенгартовка) Дальневосточной дирекции
    по энергообеспечению. Замена масляных выключателей 220 кВ, замена защит 220 кВ. Организация ССПИ» и «Техническое перевооружение тяговой подстанции Губерово 220кВ с организацией ССПИ», расположенным в границах Дальневосточной железной дороги (извещение № 1585/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим пункт 3 части 9, пункт 1
    части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное
    к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.10.2022 по делу

    № 223ФЗ-418/22.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от 25.10.2022 по делу № 223ФЗ-418/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны