Решение №28/37056/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-175/23 от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-175/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.05.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 24.04.2023 № 14-2030 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд <...> (извещение № 32312242680), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 24.04.2023 № 14-2030 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд <...> (извещение № 32312242680) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол,
иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений
в договор в единой информационной системе размещается информация
об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если
это предусмотрено положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным решением совета директоров АО «Почта России» (протокол от 30.12.2022
№ 13-2022) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений
(далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 30.03.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 295 069 588, 61 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 11.04.2023;

  4. На участие в Запросе предложений подано 4 заявки;

  5. Дата проведения отборочной стадии заявок, поданных на участие
    в Запросе предложений – 19.04.2023;

  6. По результатам проведения отборочной стадии заявок до участия
    в закупке допущено 3 заявки участников закупки;

  7. Дата проведения оценочной стадии заявок, поданных на участие
    в Запросе предложений – 19.04.2023;

  8. По результатам проведения оценочной стадии заявок соответствующими требованиям Документации признаны 3 заявки участников закупки;

  9. Дата подведения итогов – 19.04.2023;

  10. По результатам подведения итогов победителем признан участник
    закупки с номером заявки «1» с предложением о цене договора в размере
    277 565 042, 22 рубля.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 03.05.2023 до 05.05.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Качество технического предложения
    и квалификация участника закупки».

  2. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено рассмотрение заявок участников закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Качество технического предложения и квалификация участника закупки».

При этом Комиссия ФАС России сообщает, что частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания установленного
в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие
в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС,
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе
предложений – 11.04.2023 в 11:00 (МСК).

Вместе с тем Жалоба, содержащая, в том числе довод на положения Документации, направлена Заявителем в ФАС России 25.01.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, довод на положения Документации, представленный в Жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено рассмотрение заявок участников закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

На основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке
не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 2 раздела 1 технического задания Документации КБМ – это коэффициент страховых тарифов в зависимости
от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период (далее – коэффициент КБМ). Коэффициент КБМ при формировании участниками закупки ценового предложения применяется равным – 1.

При этом пунктом 6.1 технического задания Документации установлено, что оказание услуг осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе с учетом Указания Центрального банка России
от 08.12.2021 № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(с учетом изменений, внесенных указанием ЦБ РФ от 28.07.2022 № 6209-У) (далее – Указание 6007-У).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что участником закупки № 3 представлено ценовое предложение, исходя из которого следует, что при расчете предлагаемой в соответствии с техническим заданием Документации цены использован КБМ, равный 0,71, что не соответствует требованиям подпункта 2 раздела 1 технического задания Документации.

Кроме того, представитель Заявителя сообщил, что, исходя
из содержания протокола рассмотрения заявок на отборочной, оценочной стадиях и подведения итогов Запроса предложений от 19.04.2023
№ 32312242680, указанное несоответствие предложения участника закупки
с номером заявки «3» не явилось основанием для его отклонения.

При этом представитель Заявителя пояснил, что несоответствие указанного коэффициента КБМ требованиям технического задания Документации допущено участником закупки с номером заявки «3» ввиду указания Заказчиком в Документации ненадлежащего коэффициента КБМ.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что участником закупки с номером заявки «3» при расчете ценового предложения использован коэффициент КБМ, равный 0,71,
что не соответствует требованиям технического задания Документации.

Вместе с тем Комиссией ФАС России также установлено,
что в соответствии с пунктом 8 приложения № 4 к Указанию 6007-У в случае если владельцем транспортного средства является юридическое лицо,
в качестве коэффициента КБМ по договору обязательного страхования
в отношении указанного транспортного средства применяется коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица.

Класс коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству по действующему договору обязательного страхования определяется на основании класса коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, который был определен на период коэффициента КБМ, и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, включенных
в АИС ОСАГО в течение периода коэффициента КБМ.

Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно
на период коэффициента КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в соответствии с разделом 3 технического задания Документации страхование осуществляется в отношении транспортных средств, находящихся в собственности Заказчика, а также переданных ему во временное владение
и пользование на основании заключенных договоров долгосрочной финансовой аренды (лизинга) и находящихся в собственности, в том числе
АО «Северная Венеция», ВТБ Лизинг и пр.

При этом, исходя из формы расчета, установленной на сайте https://autoins.ru, Комиссией ФАС России установлено, что к транспортным средствам указанных владельцев применяется различный коэффициент КБМ, а именно: АО «Северная Венеция» – 0,9; ВТБ Лизинг – 0,95.

Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что несоответствие представленного участником закупки с номером заявки «3»
не соответствующего требованиям Документации КБМ не явилось основанием для отклонения заявки.

При этом представитель Заказчика указал, что КБМ будет скорректирован при оформлении соответствующих полисов ОСАГО после заключения договора с победителем закупки.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что исходя из совокупности норм Закона о закупках и Документации, договор заключается с победителем закупки на условиях его заявки и требований Документации.

С учетом вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о том, что Заказчиком в неравной степени применено указанное требование
к участникам закупки, что противоречит требованиям части 6 статьи 3
Закона о закупках.

Кроме того, установление Заказчиком единого коэффициента КБМ, равного 1, к различным транспортным средствам противоречит положениям Указания 6007-У, что ограничивает участников закупки в возможности предоставления цены, сформированной в соответствии с положениями действующего законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено рассмотрение заявок, ввиду установления ненадлежащего коэффициента КБМ, что противоречит
пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <...> от 24.04.2023 № 14-2030 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд <...> (извещение № 32312242680) обоснованной в части ненадлежащего рассмотрения заявок участников закупки.

  2. Признать <...> нарушившим части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.05.2023 по делу № 223ФЗ-175/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от 05.05.2023 № 223ФЗ-175/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны