Решение №28/5200/24 Решение № 223ФЗ-17/24 от 24 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-17/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергостар» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
19.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России –<...>.,
членов Комиссии ФАС России:
<...>.,
<...>.,
при участии представителей:
ПАО «Аэрофлот»: <...>. (доверенность от 14.09.2023 б/н),
ООО «Энергостар»: <...> (доверенность от 17.11.2023
№ 1-17-11/П2023),
представители АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) на заседание
Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Энергостар» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание слуги по техническому обслуживанию, ремонту
и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № SBR003-230112184180017465, размещенное https://www.sberbank-ast.ru/), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергостар» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (далее – Заказчик)
при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание слуги по техническому обслуживанию, ремонту
и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № SBR003-230112184180017465, размещенное https://www.sberbank-ast.ru/) (далее – Жалоба, Сбор коммерческих предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Аэрофлот», утвержденным советом директоров ПАО «Аэрофлот» от 27.11.2023 (протокол № 10 от 27.11.2023)
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением
о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Сбора коммерческих предложений (далее – Извещение), Документацией о сборе коммерческих предложений (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 13.10.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 557 066 666,67 руб.;
-
Дата и время окончания подачи заявок – 27.12.2023;
-
На участие в закупке подано 4 заявки;
-
Дата рассмотрения заявок – 27.01.2024;
-
Дата подведения итогов – 02.02.2024.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 10.01.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы перенесен
на 19.01.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку ненадлежащим образом сформирован порядок оценки заявок участников Закупки по критериям «Наличие у участника опыта предоставления услуг по сопровождению центра обработки данных» (далее – Критерий № 1), «Наличие у участника опыта непрерывного (не менее 1 года) комплексного обслуживания эксплуатации инженерных систем центра обработки данных»
(далее – Критерий № 2).
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением № 2 к разделу 4 информационной карты Документации
(далее – Приложение) установлен порядок оценки и сопоставления заявок.
К оценке по Критерию № 1 принимаются договоры, подтверждающие наличие у участника закупки опыта по предмету договора со следующими характеристиками:
– количество серверных стоек не менее 45;
– полезная суммарная мощность не менее 500 кВт;
– наличие выделенной для обслуживания данного центра обработки данных дизель-генераторной установки с мощностью не менее 1 500 кВт;
– наличие круглосуточной смены инженеров в центре обработки данных (Комцодi).
В соответствии с Приложением оценка по Критерию № 1 осуществляется
в соответствии с формулой Омцод = х, где х = 0 в случае не подтверждения документально наличие опыта, х = 1 при документальном подтверждении наличия опыта, при этом в случае предоставления более одного договора с частичным опытом обслуживания инженерных систем центра обработки данных, данные договоры не будут регистрироваться и учитываться в оценке.
К оценке по Критерию № 1 принимаются договоры, предмет которых включает в себя одновременно все вышеуказанные характеристики (а именно, договоры по обслуживанию стоек не менее 45 с полезной суммарной мощностью
не менее 500 кВт и наличием выделенной для обслуживания центра обработки данных дизель-генераторной установки с мощностью не менее 1 500 кВт, а также
с наличием круглосуточной смены инженеров в центре обработки данных,
при этом договоры, предмет которых предусматривает оказание услуг по одному
из требуемых направлений, Заказчиком не принимаются к оценке (рассмотрению) по данному критерию.
К оценке по Критерию № 2 принимаются договоры, подтверждающие наличие у участника закупки опыта по предмету договора со следующими характеристиками:
- общая система электроснабжения;
- систему бесперебойного питания;
- систему технологического кондиционирования;
- систему гарантированного электроснабжения;
- систему газового пожаротушения;
- систему контроля доступа и охранной сигнализации;
- автоматизированную систему дистанционного диспетчерского управления с организацией круглосуточной смены в центре обработки данных Заказчика.
В соответствии с Приложением оценка по Критерию № 2 осуществляется
в соответствии с формулой Омцод = х, где х = 0 в случае не подтверждения документально наличие опыта, х = 1 при документальном подтверждении наличия опыта, при этом в случае предоставления более одного договора с частичным опытом обслуживания инженерных систем центра обработки данных, данные договоры не будут регистрироваться и учитываться в оценке.
К оценке по Критерию № 2 принимаются договоры, предмет которых включает в себя одновременно все вышеуказанные характеристики,
при этом договоры, предмет которых предусматривает оказание услуг по одному
из требуемых направлений, Заказчиком не принимаются к оценке (рассмотрению) по данному критерию.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критериям №№ 1,2, поскольку Заказчиком к оценке неправомерно принимаются договоры предмет, которых включает в себя характеристики, указанные в данных критериях.
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России
приходит к выводу о необъективности Критериев № 1, 2, поскольку указанные критерии не позволяют выявить лучшие условия исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников, а также ограничивает количество участников закупки, так как по Критерию № 1 участнику закупки, имеющему договоры, подтверждающие опыт по сопровождению менее 45 стоек с полезной суммарной мощностью менее 500 кВт (например, 44 стойки с полезной суммарной мощностью 499), а также с наличием не выделенной для обслуживания центра обработки данных дизельно-генераторной установки, будет присвоено 0 баллов, по Критерию № 2 участнику закупки, имеющему договоры, подтверждающие опыт по обслуживанию автоматизированной системы диспетчерского управления с организацией круглосуточной смены в центре обработки не в дистанционном формате, также будет присвоено 0 баллов.
Также Комиссия ФАС России установила, что указанное Заказчиком условие договора, представляемого в целях оценки по Критерию № 1, о наличии выделенной для обслуживания центра обработки данных дизельно-генераторной установки,
не относится к услугам по сопровождению центра обработки данных и не является самостоятельным предметом закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок участников по Критериям №№ 1-2, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью
7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ООО «Энергостар» (ИНН: 7717547255;
ОГРН: 1057749442300) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126; ОГРН: 1027700092661) при проведении
сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора но оказание слуги по техническому обслуживанию, ремонту
и оперативному сопровождению инженерного оборудования модульных центров обработки данных ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32312854185) обоснованной. -
Признать ПАО «Аэрофлот» нарушившими пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ПАО «Аэрофлот», АО «Сбербанк-АСТ» обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений,
в соответствии с принятым решением от 19.01.2024 по делу № 223ФЗ-17/24. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.01.2024
по делу № 223ФЗ-17/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседании Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...>
<...> |