Решение №28/64250/22 Решение № 223ФЗ-275/22 от 5 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-275/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
30.06.2022 Москва
<...>.,
членов Комиссии ФАС России:
<...>.,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «СПС»: <...>),
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «СПС»
от 21.06.2022 № 65/22 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение понизительной подстанции 110/27,5/10 Гончарово», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги
(извещение № 624/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru/),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «СПС» (далее – Заявитель) от 21.06.2022
№ 65/22 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик)
при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение понизительной подстанции 110/27,5/10 Гончарово», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги (извещение № 624/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru/)
(далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими
правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):
1. Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru – 22.04.2022;
2. Начальная (максимальная) цена договора – 226 490 388 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.07.2022;
4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 25.07.2022;
5. Дата подведения итогов Конкурса – 26.07.2022.
В целях полного и всестороннего рассмотрения материалов Комиссией
ФАС России объявлен перерыв с 28.06.2022 по 30.06.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
1. Заказчиком в Документации установлено наименование подлежащего
к поставке оборудования, которому соответствует товар конкретного производителя;
2. Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования о праве Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов
в отношении участников закупки, принимать решения о допуске/отклонении заявки участника закупки в случае несоответствий (неточностей) в составе заявки участника закупки.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено наименование подлежащего к поставке оборудования, которому соответствует товар конкретного производителя.
На основании пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчиком не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования
к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут
за собой необоснованное ограничение количества участников закупки,
за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего
более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара,
к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми
в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 2 технического задания приложения № 1.1 к Документации установлено следующее: «Участник может предложить иное оборудование (эквивалент).
Все необходимые функционально-технические характеристики для определения эквивалентного оборудования определены в приложениях №№ 1.6, 1.8
к Документации в наименованиях, артикулах, типах, марках, кодах».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком в опросном листе (поз. 1) «Ол на выключатель баковый 110кВ» приложения № 1.8 к Документации установлен параметр «ВЭБ-УЭТМ 110 кВ»
с указанием наименования маркировки оборудования, соответствующий товару конкретного производителя, а именно: компании АО «УЭТМ».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что установленное в Документации наименование «ВЭБ» указывает на тип выключателя элегазового бакового, при этом маркировка выключателя бакового «УЭТМ» установлена Заказчиком с целью корректного подбора участником закупки оборудования, необходимого к поставке, с указанием
функционально-технических характеристик товара.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России
представил документы и сведения, подтверждающие, что требованию параметра выключателя бакового, указанного в опросном листе, установленного в Документации, соответствует продукция иных производителей (например, ООО «ЭМЗ»,
ООО «ПЭМ» и др.). Вместе с тем согласно положениям Документации участник закупки вправе предложить иное оборудование (эквивалент).
При этом Комиссией ФАС России установлено, что параметры эквивалентности установлены Заказчиком в приложении № 1.8 к Документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России изучив представленные материалы
и пояснения сторон, приходит к выводу, что установленный в Документации параметр «ВЭБ 110 кВ» с указанием наименования маркировки выключателя бакового «УЭТМ», не противоречит Закону о закупках, Положению о закупке и Документации.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования о праве Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов в отношении участников закупки, принимать решения
о допуске/отклонении заявки участника закупки в случае несоответствий (неточностей) в составе заявки участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.6.9 части 3 Документации установлено требование,
о том, что Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме однократно (в отношении каждого документа/информации) запросить у участников конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в конкурсной документации. При этом не допускается создание преимущественных условий одному или нескольким участникам закупки, в том числе изменение и (или) дополнение конкурсных заявок участников.
Пунктом 3.6.19 части 3 Документации установлено требование, что Заказчик может не принимать во внимание мелкие погрешности, несоответствия, неточности
в конкурсной заявке, которые существенно не влияют на ее содержание и дальнейшую оценку (при соблюдении равенства всех участников конкурса) и не оказывают воздействия на рейтинг какого-либо из участников при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Согласно пункту 3.6.20 части 3 Документации установлено требование
о том, что Заказчик вправе допустить участника к участию в конкурсе в случае, если участник или его конкурсная заявка не соответствуют требованиям конкурсной документации, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют
на содержание и условия заявки на участие в конкурсе, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником
в соответствии с его конкурсной заявкой.
Вместе с тем возможность получения дополнительной информации
и документов, с учетом указанных положений Документации, полностью зависит
от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, принимать решения
о допуске/отклонении заявки участника при наличии несоответствий (неточностей)
в составе заявки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к ограничению количества участников Конкурса, создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов, как и изменение в результате дозапроса тех сведений.
Кроме того, выявление несоответствий (неточностей) в составе заявки могут повлиять на оценку заявок участников закупки при принятии решения о допуске (недопуске) заявки участника закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия
Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации, противоречат
пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2
Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350; ОГРН: 1151901005695)
от 21.06.2022 № 65/22 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса
в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса
строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение понизительной подстанции 110/27,5/10 Гончарово», расположенному в границах Восточно-Сибирской железной дороги
(извещение № 624/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru/), обоснованной в части неправомерных требований, указанных в пункте 2 мотивировочной части Решения. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». -
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии
с принятым решением от 30.06.2022 по делу № 223ФЗ-275/22.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.