Решение №28/83148/23 решение 223фз-379/23 от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-379/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Клининг Плюс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

05.10.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «Клининг Плюс»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание
Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Клининг Плюс» от 20.09.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий
и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Санкт-Петербург-Витебской дистанции гражданских сооружений (извещение № 1197/ОКЭ-ОКТ/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Клининг Плюс» (далее – Заявитель) от 20.09.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий
и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Санкт-Петербург-Витебской дистанции гражданских сооружений (извещение № 1197/ОКЭ-ОКТ/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД»
от 07.0
3.2023 (протокол № 9) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о конкурентной закупке (далее – Извещение), конкурсной документации (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 31.05.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 159 262 227, 60 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.07.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки, из которых допущены к закупке 3 заявки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 19.07.2023;

  6. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 27.07.2023;

  7. По результатам рассмотрения вторых частей заявок до участия
    в Конкурсе допущены 3 заявки;

  8. Дата подведения итогов – 27.07.2023;

  9. По результатам подведения итогов Конкурса победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки «2» с предложением
    о цене договора в размере 124 098 456, 32 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 27.09.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв
до 05.10.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика неправомерно не отклонившего заявку и принявшего решение заключить договор с Заявителем, поскольку сведения о Заявителе внесены в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Реестр).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение
которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.9.17 Документации заявка участника подлежит отклонению в случае наличия сведений об участнике закупки в Реестр.

На основании пункта 3.9.18 Документации отклонение заявки участника
или отказ от заключения договора с победителем закупки
осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик обнаружит, что участник
не соответствует требованиям, указанным в Документации.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что подал заявку на участие в закупке, которая 27.07.2023 признан
а соответствующей требованиям и условиям Документации.

Кроме того, участник закупки, являющийся победителем Конкурса, 31.08.2023 признан уклонившимся от заключения договора, в связи с чем Заказчик 11.09.2023 принял решение заключить договор в установленном порядке
с Заявителем, которому
по результатам закупки присвоено 2 место.

Вместе с тем Приказом ФАС России от 27.07.2023 № 500/23 «О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения в отношении Заявителя внесены в Реестр 01.08.2023.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Заказчик 27.07.2023, то есть н
а момент подведения итогов закупочной процедуры, не был осведомлен, что сведения о Заявителе, заявке которого присвоен второй номер, внесены в Реестр.

Вместе с тем, получив информацию о том, что сведения о Заявителе внесены в Реестр, на основании пунктов 3.9.17, 3.9.18 Документации Заказчиком принято решение вынести на рассмотрение конкурсной комиссии вопрос об отклонении заявки Заявителя ввиду несоответствия требованиям Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика,
неправомерно не отклонившего заявку на основании пункта 3.9.18 Документации, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью
8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком самостоятельно устранено выявленное нарушение путем отклонения заявки
и принятия решения об отказе заключения договора с Заявителем,
что подтверждается протоколом от
03.10.2023 № 1197/ОКЭ-ОКТ/23.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Клининг Плюс» (ИНН: 6027093606;
    ОГРН: 1066027007705)
    от 20.09.2023 б/н на действия (бездействие) заказчика
    ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
    по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Санкт-Петербург-Витебской дистанции гражданских сооружений (извещение № 1197/ОКЭ-ОКТ/23, размещенное на сайте
    https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, ОАО «РЖД» не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено ОАО «РЖД» самостоятельно путем отклонения заявки
и принятия решения об отказе заключения договора с Заявителем.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.10.2023
№ 223ФЗ-
379/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Клининг Плюс"
ИНН 6027093606, ОГРН 1066027007705