Решение №28/46574/24 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-173/24 от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-173/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВК «Северный Путь»
на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.05.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «РГС»: <...>,

ООО «ВК «Северный Путь»: <...>,

представители АО «Чукотэнерго», АО «РАД» (далее — Оператор)
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ВК «Северный Путь» б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 07.05.2024 № НП/17955/24, на действия (бездействие) заказчика
АО «Чукотэнерго» и организатора торгов АО «РГС» при проведении аукциона
в электронной форме на право заключения договора на поставку угля и его морскую перевозку для нужд Эгвекинотской ГРЭС (извещение № 32413353298),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ВК «Северный Путь»
(далее – Заявитель) от б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России
от 07.05.2024 № НП/17955/24, на действия (бездействие) заказчика
АО «Чукотэнерго» (далее – Заказчик) и организатора торгов АО «РГС»
(далее – Организатор) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку угля и его морскую перевозку для нужд Эгвекинотской ГРЭС (извещение № 32413353298) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае,
если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение
о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым положением
о закупке продукции для нужд ПАО «РусГидро», утвержденным протоколом заседания совета директоров ПАО «РусГидро» (протокол от 12.04.2023 № 359) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки
в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее – Извещение), Аукционной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 05.03.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) –
2 028 799 088,58 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 21.03.2024;

4. На участие в Аукционе подано 5 заявок участников закупки;

6. По результатам рассмотрения заявок допущены 3 заявки к участию
в Аукционе;

7. Дата подведения итогов – 19.04.2024;

8. По результатам подведения итогов победителем закупки признан Заявитель с предложением о цене договора в размере 1 569 685 200,64 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Жалобы Заявителя 17.05.2024 Комиссией ФАС России на основании 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.05.2024.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены
в ходе проведения Аукциона действиями Заказчика, Организатора, ненадлежащим образом рассмотревшего заявки участников закупки, что, в свою очередь, привело к:

1. Неправомерному допуску к участию в Аукционе участника закупки с идентификационным номером «251803» (далее — Участник № 1);

2. Неправомерному допуску к участию в Аукционе участника закупки идентификационным номером «251568» (далее — Участник № 2).

Представители Организатора с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Организатор действовали
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Организатора и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.9.6 Документации по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Заказчик отклоняет несоответствующие заявки в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 Документации участник закупки должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 Документации (приложение № 4 — состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 Документации.

Разделом 11 Документации (приложение № 4 – состав заявки) установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе письмо о подаче оферты (форма № 2), содержащее первую участника по форме и в соответствии
с инструкциями, приведенными в подразделе 7.2 Документации.

Разделом 7.2 Документации (письмо о подаче оферты) установлено, что итоговая стоимость заявки (первая ценовая ставка в рамках процедуры аукциона) может быть ниже, установленной НМЦД на любую сумму в пределах «шага аукциона», указанного в пункте 1.2.13 Документации. Вместе с тем данным разделом предусмотрено, что в случае если участник применяет упрощенную систему налогообложения, то в данной графе необходимо указать: «НДС
не облагается».

Пунктом 1.2.13 Документации установлен диапазон снижения
НМЦД «0,5 – 5 % НМЦ, что составляет 10 143 995, 44 руб. – 101 439 954, 43 руб.».

Согласно протоколу рассмотрения заявок участников закупки от 16.04.2024 № 2-Р Заказчиком, Организатором принято решение о допуске к участию
в Аукционе и признании соответствующими требованиям Документации заявки
в том числе Участника № 1, Участника № 2.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что согласно протоколу от 27.04.2024 № 3-ВП (далее – Протокол) Участником № 1
в составе заявки, поданной на участие в Аукционе, подано ценовое предложение
в размере 2 019 618 700 руб., что свидетельствует о снижении НМЦД в размере 0,45%, в связи с чем такая заявка не соответствует требованиям подраздела 7.2 Документации и, по мнению Заявителя, подлежит отклонению Заказчиком, Организатором.

Представитель Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в заявке, подаваемой участником закупки на участие в Аукционе, указывается предложение о цене договора, которое может быть снижена в пределах «шага аукциона» или за его пределами, в зависимости от экономической возможности участника закупки, поскольку такое ценовое предложение подлежит снижению
в ходе проведения этапа подачи ценовых предложений.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Организатора, Заказчика, Комиссией ФАС России установлено, что разделом 7 Документации установлена форма заявки участника Аукциона, в соответствии с которой предлагаемая цена должна быть указана в такой заявке путем снижения НМЦД в пределах «шага аукциона», а именно от 0,5% до 5%, при этом ценовое предложение Участника № 1 снижено менее 0,5%, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии такой заявки требованиям Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора, признавших заявку Участника № 1 соответствующей требованиям Документации, нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем предписание об устранении выявленного нарушения
в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на нарушение на результаты определения победителя Аукциона, поскольку согласно Протоколу ценовое предложение Участника № 1 не является наилучшим.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что пунктом 3.1.1 приложения № 1 к Документации установлено, что поставке в рамках договора, заключаемого по результатам Аукциона, подлежит уголь месторождений Канско-Ачинского бассейна, в том числе (но не исключительно) месторождений «Абанское», «Большесырское», «Ирбейское», «Латынцевское», «Переясловское», в случае его поставки, допускается к поставке только в смеси, в которой доля угля месторождений не Канско-Ачинского бассейна не менее 75%, и только при условии проведения опытного сжигания такой смеси угля в соответствии с СТО РусГидро 08.01.117-2021 «Тепловые электрические станции. Организация изменения топливного режима. Методические указания»
с выдачей специализированной организацией заключения (неотрицательного)
о возможности использования такой смеси угля на Эгвекинотской ГРЭС.

Вместе с тем Заявитель сообщил, что Участником № 1 предложил в составе заявки угля ООО «Горняк-1», по мнению Заявителя, несоответствующего требованиям Документации.

Представитель Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что заявка Участника № 1 в части предложения угольной продукции, параметров и характеристик полностью соответствуют требованиям Документации. Кроме того, в составе заявки Участник № 1 подтвердил согласие исполнить обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона, в соответствии с условиями Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведения и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии предлагаемого к поставке угля в заявке Участника № 1 требованиям Документации.

Таким образом, довод Жалобы на нашел своего подтверждения.

2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 10.3 Документации установлено следующее требование
к участникам закупки: «участник должен иметь опыт выполнения договоров
(не менее одного) поставки (или перевозки) морским транспортом угля или угольной продукции или иного сыпучего/наливного груза в объёме не менее одной судовой партии за последние пять лет, предшествующих дате подачи заявки на участие
в настоящей закупке. При этом учитываются только выполненные участником договоры».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Участник № 2 не осуществлял деятельность в 2021 году, исходя из количества сотрудников и данным бухгалтерской отчетности, в связи с чем Участник № 2
не может соответствовать требованию, указанному в пункте 10.3 Документации
и, как следствие, такая заявка подлежит отклонению.

Представитель Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Документацией не предъявлено требований к суммарному объему имеющегося у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичных предмету Аукциона,
в связи с чем для допуска к закупке участнику закупки достаточно иметь один договор поставки (перевозки) угольной продукции вне зависимости от цены договора.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила,
что в составе заявки Участника № 2 приложен договор от 18.07.2023 № П-22/23, подтверждающее наличие у Участника № 2 наличия опыта оказания услуг
по перевозке сыпучего груза морским транспортом, что удовлетворяет требованию пункта 10.3 Документации.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в соответствии с частью 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 200 млн. рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

Вместе с тем согласно Протоколу Участником № 2 предложена цена без НДС,
что свидетельствует об использовании таким участником закупки упрощенной системы налогообложения. При этом учитывая, что предложенная Участником № 2 цена договора равна 1 468 245 246,24 руб., что превышает 200 000 000 руб., в связи с чем такой участник в случае заключения договора по результатам Аукциона в силу части 4 статьи 346.12 НК РФ утрачивает право применения упрощенной системы налогообложения.

Представитель Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что согласно сведениям ФНС России Участник № 2 не является плательщиком НДС, поскольку таким участником применяется упрощенная система налогообложения,
в связи с чем при формировании коммерческого предложения у Участника № 2 отсутствует обязанность и правовые основания для учета НДС при указании цены договора.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения Организатора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что на момент подачи заявки на участие в Аукционе у Участника № 2 отсутствовали правовые основания для включения НДС в сумму цены договора.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что налоговая база в силу положений НК РФ может быть изменена участником закупки в ходе исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, при этом обратное, в случае установления Заказчиком требования о возможности участия
в Аукциона исключительно участников закупки, являющихся плательщиками НДС, привело бы к ограничению количества участников закупки и дискриминационным условиям.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора при рассмотрении заявки Участника № 2 не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довода Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВК «Северный Путь» (ИНН: 2540256265;
ОГРН: 1202500012340) от б/д б/н, направленная письмом Московского
УФАС России
от 07.05.2024 № НП/17955/24, на действия (бездействие) заказчика
АО «Чукотэнерго» (ИНН: 8700000339; ОГРН: 1028700586892) и организатора торгов АО «РГС» (ИНН: 1510012774; ОГРН: 1041500751016) при проведении аукциона
в электронной форме на право заключения договора на поставку угля и его морскую перевозку для нужд Эгвекинотской ГРЭС (извещение № 32413353298)
обоснованной в части неправомерного допуска участника закупки
с идентификационным номером заявки «251803» к участию в закупке.

2. Признать АО «Чукотэнерго», АО «РГС» нарушившими требования
части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушения не повлияло на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика).

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 28.05.2024 № 223ФЗ-173/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

АО «РГС»
ИНН 1510012774, ОГРН 1041500751016
АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
АО "Чукотэнерго"
ИНН 8700000339, ОГРН 1028700586892
ООО " ВК " Северный Путь"
ИНН 2540256265, ОГРН 1202500012340