Решение №28/25102/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-129/23 от 4 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-129/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

30.03.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>, <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 14.03.2023 № 17/03 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку деталей контактной сети (извещение № 267/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России жалоба поступила <...> (далее – Заявитель) от 14.03.2023 № 17/03 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчиком) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку деталей контактной сети (извещение № 267/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...> утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров <...> от 01.02.2023 (протокол № 8)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 27.02.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 420 246 063,27 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 15.03.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок участников закупки – 20.03.2023;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие
    в закупке к участию в Конкурсе допущены 2 заявки участников закупки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок участников закупки – 23.03.2023;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие
    в закупке соответствующими требованиям Документации признаны
    2 заявки участников Конкурса;

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 23.03.2023;

  10. Победителем Конкурса признан участник № 1 с предложением
    о цене договора в размере 350 000 000 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 16.03.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения материалов Жалобы срок рассмотрения продлен до 30.03.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом осуществившего описание предмета закупки, а именно:

  1. Заказчиком установлено излишнее требование к поставляемым зажимам;

  2. Заказчиком установлено излишнее требование о минимальном весе товаров, подлежащих поставке.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлено излишнее требование к поставляемым товарам в части указания на наличие у питающих зажимов нагрузки на растяжение – 3,5 кН.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке
не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Извещением, Документацией предметом закупки является поставка деталей контактной сети.

При этом согласно положениям приложения № 1.1 «Техническое задание» Документации (далее – Техническое задание) наименование закупаемых товаров, а также их технические и функциональные характеристики установлены в приложении № 1.1.1 Документации
(далее – Перечень).

Так, в соответствии с позициями №№ 28, 31, 52, 56, 66, 85, 119, 120, 123, 146, 165, 179 Перечня поставке подлежат зажимы питающие с допускаемой нагрузкой на растяжение – 3 кН.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в отношении вышеуказанных позиций Перечня применимы положения
ГОСТа 12393-2019 «Межгосударственный стандарт. Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия» (далее – ГОСТ), предусматривающего следующие виды нагрузки у питающих зажимов: на сдвиг
и ударный изгиб.

Вместе с тем в ГОСТе отсутствует вид нагрузки «на растяжение»,
в связи с чем, по мнению представителя Заявителя, Заказчиком установлено излишнее требование к закупаемым питающим зажимам.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что в Техническом задании установлен перечень нормативных документов, согласно которым установлены требования к товарам, подлежащих поставке. Вместе с тем в Техническом задании отсутствует положение о соответствии закупаемых товаров требованиям ГОСТ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона
от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
(далее – Закон о стандартизации) национальный стандарт – документ
по стандартизации, который разработан участником или участниками работ
по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете
по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

При этом в пункте 4 раздела «Сведения о стандарте» ГОСТ указано следующее: «Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.05.2019 № 183-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12393-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1.12.2019 », в связи с чем к ГОСТ применяются положения предусмотренные Законом о стандартизации.

Дополнительно представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что установленные в Документации требования
к закупаемым товарам не противоречат ГОСТ, поскольку в силу положений пункта 5 статьи 2 Закона о стандартизации ГОСТ
предусматривает лишь общие характеристики к изготавливаемому оборудованию.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, отмечает,
что если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) подлежащего к поставке товара, то с учетом положений Закона о закупках в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных
с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Вместе с тем в Документации отсутствует обоснование необходимости использования характеристик в отношении поставляемых питающих зажимов, с «допускаемой нагрузкой на растяжение – 3,5 кН», которые не предусмотрены ГОСТ

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего излишнее требование к поставляемым товарам
при отсутствии соответствующего обоснования применения вышеуказанного требования, нарушают пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках,
что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлено излишнее требование о минимальном весе товаров, подлежащих поставке (позиции
№№ 3, 7, 13, 14, 15, 40, 44, 57, 60, 79, 81, 82, 88, 101, 103, 113, 114, 133, 136, 167, 171, 187, 213, 214, 229, 239 Перечня).

В Перечне, в том числе в отношении позиций № 3 «Седло двойное
под пестик в комплексе с плашкой для седел», № 13 «Кожух защитный для проводов и тросов контактной сети сечением 95-150 мм2», № 14 «Болт крюковой», № 57 «Крюк изолятора» установлены требования о минимальном весе изделий: 2,13 кг; 3 кг; 0,42 кг; 0,6 кг (указанный в решении перечень
не является исчерпывающим).

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком в Документации установлено излишнее требование о минимальном весе закупаемых товаров, ввиду невозможности Заявителя поставить товары, соответствующие указанным в Документации характеристикам.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование установлено в целях обеспечения бесперебойной работы контактной сети железной дороги, поскольку поставка
и установка оборудования с меньшим весом может привести к неисправности работы контактной сети железной дороги с последующей остановкой движения моторовагонного подвижного состава.

Кроме того, представителями Заказчика на заседании Комиссии представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии на рынке продукции, соответствующей совокупности характеристик, установленных
в Документации.

Так, например, в отношении позиции № 3 представлена информация, размещенная в открытой сети «Интернет», а также письма производителей (ООО «Симферопольский электротехнический завод», ООО «ТТД «Элекс – энерго», ООО «ТехПрогресс»), подтверждающие наличие на рынке товаров
с минимальным весом изделия, соответствующим требованиям Документации (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Документации, не противоречат требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 14.03.23 № 17/03 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку деталей контактной сети (извещение № 267/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной в части установления излишнего требования
    к закупаемым зажимам.

  2. Признать <...> нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.03.2023 № 223ФЗ-129/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от 30.03.2023 № 223ФЗ-129/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны