Решение №28/14122/22 Решение 223ФЗ-84/22 от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-84/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Фортес» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

18.02.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «Фортес»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Фортес» от 10.02.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1145/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на поставку и монтаж модульных городков, состоящих из модульных зданий для временного размещения (проживания) работников (извещение № 32110887142), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Фортес» (далее – Заявитель)
от 10.02.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1145/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на поставку и монтаж модульных городков, состоящих
из модульных зданий для временного размещения (проживания) работников (извещение № 32110887142) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 02.07.2021 № 31) (далее – Положение
о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 30.11.2021;

  2. начальная (максимальная) цена договора – 105 676 698 руб.;

  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.01.2022;

  4. дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 02.02.2022;

  5. дата подведения итогов Конкурса – 03.02.2022;

  6. на участие в Конкурсе подано 3 заявки;

  7. по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе отклонены все заявки участников закупки;

  8. Заказчиком принято решение о признании Конкурса несостоявшимся.

В ходе заседания 17.02.2022 Комиссия ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 18.02.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной
и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных
не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции)
и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.6.2 Документации конкурсные заявки участников закупки рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в Документации,
на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Пунктом 3.6.4.4 Документации установлено, что участник закупки
не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям Документации.

В силу пункта 3.15.7 Документации при выборе способа обеспечения заявки
в форме банковской гарантии участник закупки должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, размер собственных средств (капитала) которого («Базель III») по форме 123 на последнюю отчетную дату
и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru, или одним из банков, согласно перечню, приведенному на сайте ОАО «РЖД» https://company.rzd.ru/ в разделе «Закупки
и торги» (подраздел «Нормативные документы»). Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее 120 (ста двадцати) дней со дня окончания срока подачи заявок. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям Документации, изложенным в пункте 3.15 Документации. Рекомендуемая форма банковской гарантии представлена в приложении № 3.1 Документации.

При этом в соответствии с пунктом 3.15.15 Документации основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе является несоответствие банковской гарантии условиям, изложенным в Документации.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 02.02.2022
№ 1145/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21/1 (далее – Протокол) Заявителю отказано в допуске
к участию в Конкурсе на основании пункта 3.15.15 Документации, в связи
с несоответствием банковской гарантии требованиям, установленным пунктом 3.15.7 Документации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Протокола Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам проведения конкурса все заявки
на участие в закупке отклонены на основании подпункта 3 пункта 3.9.1 Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке представлена банковская гарантия со сроком действия менее 120 (ста двадцати) дней со дня окончания срока подачи заявок), что не соответствует требованиям Документации, в связи с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю
в допуске к участию в Конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке представлена банковская гарантия, срок действия которой с 16.12.2021 по 15.04.2022, что, по мнению Заявителя, составляет 120 (сто двадцать) дней со дня окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что 16.12.2021 в ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса, по итогам рассмотрения которой Комиссией ФАС России принято решение от 16.12.2021 по делу № 223ФЗ-653/21

(далее – Решение), согласно которому в действиях Заказчика выявлено нарушение пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении
в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки
по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами».

На основании Решения Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 16.12.2021 по делу № 223ФЗ-653/21 (далее – Предписание), согласно которому Заказчику необходимо:

отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, уведомить участников об отмене протоколов (при наличии);

вернуть заявки участников, поданные на участие в Конкурсе
(при наличии);

внести изменения в Документацию в соответствии с требованиями
Закона о закупках, Положения о закупке и с учетом принятого Комиссией
ФАС России Решения;

назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие
в Конкурсе, новую дату и время рассмотрения заявок, поданных на участие
в Конкурсе, новую дату подведения итогов Конкурса, а также разместить
в ЕИС указанную информацию в соответствии с Законом о закупках, Положением
о закупке, принятым Комиссией ФАС России Решением;

продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями
Закона о закупках, Положения о закупке, принятого Решения и предоставить подтверждение исполнения Предписания до 11.01.2022.

Таким образом, учитывая, что заявки на участие в Конкурсе возвращены Заказчиком на основании Предписания, участникам закупки необходимо получить новую банковскую гарантию.

Комиссии ФАС России, изучив представленные материалы, заявку Заявителя, установила, что в составе заявки на участие в закупке представлена банковская гарантия, выданная АО «Локо-Банк», со сроком действия до 15.04.2022,
что не соответствует пункту 3.15.7 Документации. Срок окончания подачи заявок
на участие в закупке – 17.02.2022, при этом срок действия банковской гарантии Заявителя составляет менее 120 дней с даты окончания подачи заявок, в связи с чем банковская гарантия Заявителя не соответствует требованиям Документации Заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о том, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на участие
в закупке, не противоречат Закону о закупках и Положению о закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Фортес» (ИНН: 7718828361,
ОГРН: 1107746978173) от 10.02.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1145/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на поставку и монтаж модульных городков, состоящих из модульных зданий для временного размещения (проживания) работников (извещение
№ 32110887142) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО "Фортес"
ИНН 7718828361, ОГРН 1107746978173
Представителю ОАО "РЖД" В.В. Осипенкову
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666