Решение №28/41509/23 Решение № 223ФЗ-199/23 от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-199/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.05.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 11.05.2023 № 1105/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов Восточно-Сибирской железной дороги от станций Дозорный и Кижа до станции Огневка (включительно) (извещение № 654/ОКЭ-В-СИБ/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 11.05.2023 № 1105/23 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов Восточно-Сибирской железной дороги от станций Дозорный и Кижа до станции Огневка (включительно) (извещение № 654/ОКЭ-В-СИБ/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru – 31.03.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 498 296 133,65 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 15.05.2023;

  4. На участие в Конкурсе поданы заявки 3 участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок – 29.05.2023;

  6. Дата подведения итогов – 29.05.2023;

В ходе заседания 17.05.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 23.05.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  1. Заказчиком неправомерно объединены в один лот технически и функционально не связанные услуги.

  2. Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок
    по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно объединены в один лот технически и функционально не связанные услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны,
в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению и Документации объектом закупки является комплексное обслуживание объектов Восточно-Сибирской железной дороги
от станций Дозорный и Кижа до станции Огневка (включительно).

В техническом задании Документации указан перечень услуг, оказываемых по итогам проведения Конкурса, к которым относятся как услуги по поставке матрасов, кроватей, а также по стирке, сушке и глажке белья, так и услуги
по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов и ПВХ-окон, а также услуги по контролю доступа на объекты и территорию и по координации времени работы локомотивных и проездных бригад.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что указанные в техническом задании Документации виды услуг направлены на достижение единой цели Заказчика, при этом оказание данных услуг разными видами исполнителей может привести к дополнительным
издержкам.

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, приходит
к выводу о том, что услуги, оказываемые по результатам закупки, функционально
и технически не связаны между собой, поскольку в рамках одной Документации оказываются услуги, представленные на рынке разными поставщиками
и производителями, что влечет за собой ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие
в указанной закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один лот технологически и функционально невзаимосвязанных между собой услуг,
что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, нарушает пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника».

Частями 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в Документации должны быть указаны критерии и порядок
оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт участника»
(далее – Подкритерий) критерия «Квалификация участника»
(далее – Критерий), согласно которому:

«Оценивается путем деления стоимости оказанных каждым (j-ым) участником услуг по комплексному обслуживанию объектов (под комплексным обслуживанием понимается обслуживание домов и/или комнат отдыха локомотивных бригад и/или гостиниц (в т.ч. санаториев, профилакториев, пансионатов), включающее в себя услуги по уборке и ремонту на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

, где:

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость оказанных j-ым участником услуг по комплексному обслуживанию объектов (без учета НДС);

Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

N – максимально возможное количество баллов (N=20).

В случае, если стоимость оказанных услуг равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов.

В подтверждение наличия опыта участника, указанного в приложении № 1.4
к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации
о наличии требуемого опыта;

- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями), указанные в форме сведений
об опыте оказания услуг приложения № 1.3 к конкурсной документации,
с приложением к ним актов об оказании услуг;

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

- копии документов, подтверждающих оплату по договору (выписки
из обслуживающего банка по расчетному счету участника конкурса, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств
по договору, указанному участником в «Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг», представленной в приложении
№ 1.3 конкурсной документации, с отметкой обслуживающего банка
об исполнении)».

По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участков закупки по Подкритерию Критерия, поскольку согласно вышеуказанному порядку оценки Заказчиком к оценке принимается опыт участника закупки по технологически и функционально не связанным услугам.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком
по Подкритерию к оценке принимается опыт оказанных участником услуги
по комплексному обслуживанию, включающее в себя услуги по уборке и ремонту, при этом не учитываются сведения об опыте выполнения только одного вида работ, например, сведения об опыте оказания услуг по уборке, что свидетельствует
об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение, а также не позволяет Заказчику однозначным образом выявить лучшие условия заключения договора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки по Подкритерию, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 11.05.2023 № 1105/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов Восточно-Сибирской железной дороги от станций Дозорный и Кижа до станции Огневка (включительно) (извещение № 654/ОКЭ-В-СИБ/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим пункт 3 части 9, пункты 1, 13, 14 части 10 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 23.05.2023 по делу № 223ФЗ-199/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.05.2023 по делу № 223ФЗ-199/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны