Решение №28/103237/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-444/23 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-444/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сатомс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.12.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ФГУП «ПО «Маяк»: <...> (доверенность от 22.11.2023
№ 449-ЮР),

ООО «Сатомс»: <...> (доверенность от 31.05.2023 № 146), <...>(доверенность от 31.05.2023 № 147),

представители ООО «Фабрикант.ру» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Сатомс
» от 15.11.2023 № 01-5151/М-2631 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ПО «Маяк» при проведении закупки у единственного поставщика
в электронной форме на право заключения договора на поставку арматурного проката (извещение № 3122065, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Сатомс» (далее – Заявитель)
от 15.11.2023 № 01-5151/М-2631 на действия (бездействие) заказчика
ФГУП «ПО «Маяк» (далее – Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме на право заключения договора на поставку арматурного проката (извещение № 3122065, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru) (далее – Закупка, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом»
от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Закупки (далее – Извещение), протоколами, составленными по результатам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 20.10.2023.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 878 916 303 руб.

  3. Дата окончания приема технико-коммерческих предложений – 31.10.2023.

  4. По результатам подведения итогов Закупки Заказчиком от 20.11.2023 принято решение заключить договор с ООО ТД «Тула-Сталь» с предложением
    о цене договора в размере 1 844 671 439, 55 руб.

Частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 23.11.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв до 01.12.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы при проведении Закупки права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, нарушившего порядок проведения закупки у единственного поставщика.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Статьей 3.6 Закона о закупках установлено, что порядок подготовки
и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 4.2.2 Положения о закупке основаниями для осуществления прямой закупки у единственного поставщика является конкретная закупка (группа закупок), проведение которой данным способом разрешено приказом, распоряжением генерального директора Заказчика, протоколом совещания с участием генерального директора Заказчика, протоколом заседания Правления Заказчика, при этом в таких документах Заказчика указывается предмет закупки, срок поставки продукции, ее стоимость, либо лицо, ответственное
за определение такой стоимости перед заключением договора, а также объем закупаемой продукции (если указание объема возможно).

Согласно пункту 3 статьи 6.5 Положения о закупке неконкурентные закупки проводятся в порядке, установленном в разделе 6 приложения № 12 к Положению
о закупке, с учетом требований статьи 6.5 Положения о закупке.

Подпунктом 2.1 пункта 2 подраздела 1 раздела 6 приложения № 12
к Положению о закупке установлено, что при проведении прямой закупки
у единственного поставщика для получения источников ценовой информации выполняется минимально необходимый набор действий, указанных в приложении № 8
к Положению о закупке, в установленном порядке с учетом оптимальных сроков
(для закупки во исполнение доходных договоров – по правилам, предусмотренным
для упрощенной закупки или закупки у единственного поставщика с учетом
порядка 3.4.1, 3.4.2 раздела 6 приложения № 12 к Положению о закупке).

Согласно подпункту 3.1.1 пункта 3 подраздела 1 раздела 6 приложения № 12
к Положению о закупке по результатам анализа источников информации перечисленным в приложении № 8 к Положению о закупке, определяется поставщик, предложивший наименьшую стоимость продукции при условии сопоставимости по техническим характеристикам, срокам поставки, условиям оплаты и тому подобное.

При этом в соответствии с подпунктом 3.1.2 подраздела 1 раздела 6 приложения № 12 к Положению о закупке с выбранным поставщиком проводятся переговоры по снижению цены, улучшению условий закупки в пользу Заказчика.
В случае закупки финансовых услуг указанные переговоры проводятся по решению Заказчика.

Пунктом 9 раздела 1 главы 3 приложения № 8 к Положению о закупке установлено, что найденные источники ценовой информации требуется привести
к сопоставимым условиям планируемой закупки путем применения корректирующих поправок
(раздел 2 главы 3 приложения № 8 к Положению
о закупке
). При этом для технико-коммерческого предложения, при необходимости, возможно применение только поправок, указанных в подпункте 3.1 пункта 3
и пункте 9 раздела 2 главы
3 приложения № 8 к Положению о закупке, а также
в подпункте 3.2, если
технико-коммерческое предложение предоставлено без учета доставки или необходима корректировка на базис поставки. Дополнительно допускается корректировка технико-коммерческого предложения с целью:

– исправления арифметических ошибок, найденных в технико-коммерческом предложении;

– уточнения цены с учетом объемов, в случае изменения объема закупки после получения технико-коммерческого предложения не более чем на 20%;

– уточнения цены путем исключения из технико-коммерческого предложения стоимости шефмонтажа, шефналадки, дополнительных комплектующих, в случае изменения потребности по закупке после получения технико-коммерческого предложения и при наличии в технико-коммерческом предложении информации
о стоимости шефмонтажа, шефналадки, дополнительных комплектующих.

Согласно протоколу от 07.11.2023 № 193-10.1/1255-Пр Заказчиком
по результатам получения технико-коммерческих предложений в адрес
участников направлен запрос о снижении цены в целях экономии денежных средств.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что Заказчиком неправомерно принято решение о направлении в адрес
участников запроса о снижении цены, что нарушает порядок проведения закупки
у единственного поставщика, установленного в Положении о закупке.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что запрос о снижении цены направлен в адрес участников закупки в соответствии
с пунктом 9 раздела 1 главы 3 приложения № 8 к Положению о закупке с целью экономии и эффективного расходования денежных средств Заказчика.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила,
что пунктом 9 раздела 1 главы 3 приложения № 8 к Положению о закупке определены основания для направления запросов в адрес участников, при этом вышеуказанным пунктом не предусмотрено основание направления запросов
о снижении цены в адрес участников с целью экономии денежных средств Заказчика.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту 3.1.1 пункта 3 подраздела 1 раздела 6 приложения № 12 к Положению о закупке переговоры по снижению цены договора проводятся исключительно с выбранным поставщиком,
а не с участниками, направившими технико-коммерческие предложения.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушившего порядок проведения закупки у единственного поставщика, предусмотренный Положением о закупке, нарушают положения части 1 статьи 2, статьи 3.6 Закона о закупке.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Сатомс» (ИНН: 3662287463;
ОГРН: 1203600028972)
от 15.11.2023 № 01-5151/М-2631 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ПО «Маяк» (ИНН: 7422000795; ОГРН: 1027401177209)
при проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме на право заключения договора на поставку арматурного проката (извещение № 3122065, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru) обоснованной.

2. Признать ФГУП «ПО «Маяк» нарушившим требования части 1 статьи 2, статьи 3.6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 01.12.2023
№ 223ФЗ-444/23 не выдавать, поскольку 20.11.2023 заключен договор.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО «САТОМС»
ИНН 3662287463, ОГРН 1203600028972
ФГУП «ПО «МАЯК»
ИНН 7422000795, ОГРН 1027401177209
ООО «Фабрикант.ру»
ИНН 7703561549, ОГРН 1057748006139