Решение №28/41749/21 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-243/21 по результатам рассмотрения жалобы АО... от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-243/21
по результатам рассмотрения жалобы АО «Поиск»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
18.05.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО «Сбербанк»: <...>,
АО «Поиск»: <...>,
представители АО «Сбербанк-АСТ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО «Поиск» от 30.04.2021 № 22/21, направленную письмом Московского УФАС России от 05.05.2021 № ЕО/26068/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО Сбербанк при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации системы электроснабжения 10/0,4 кВ на объекте ПАО Сбербанк, по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 19 в соответствии с требованиями к предмету электронного аукциона, указанными в Приложении № 1 «Техническое задание» к аукционной документации (извещение № 32109965210), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО «Поиск» (далее – Заявитель) от 30.04.2021 № 22/21, направленная письмом Московского УФАС России от 05.05.2021 № ЕО/26068/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО Сбербанк (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации системы электроснабжения 10/0,4 кВ на объекте ПАО Сбербанк, по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 19 в соответствии с требованиями к предмету электронного аукциона, указанными в Приложении № 1 «Техническое задание» к аукционной документации (извещение № 32109965210) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ПАО «Сбербанк России», утвержденным Решением Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение о проведении Аукциона, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 05.02.2021;
-
Начальная (максимальная) цена договора по 4 лотам – 454 723 980,99 рублей;
-
Дата окончания подачи заявок – 24.02.2021;
-
Дата проведения Аукциона – 25.02.2021;
-
Дата рассмотрения заявок – 21.04.2021;
-
На участие в Аукционе подано 12 заявок;
-
К участию в Аукционе не допущено участников закупки:
-
Дата подведения итогов Аукциона – 30.04.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом от 21.04.2021 № 018/21 заявка Заявителя не допущена к участию в Аукционе на основании пунктов 5.4 и 2.2.2 Документации, в связи с несоответствием заявки Заявителя требованиям Документации.
Пунктом 5.4 Документации установлены основания для отклонения заявок участников закупки, в том числе в связи с несоответствием участника закупки, его заявки и/или предложенной участником продукции требованиям Документации.
-
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
-
Подпунктом 1 пункта 2.2.2 Документации установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки:
«Участник должен иметь за последний год (2020) не менее одного реализованного проекта по демонтажу, монтажу и пуско-наладке электрооборудования на сумму не менее 100 000 000 (сто миллионов) рублей в совокупности.
В подтверждение опыта выполнения работ по предмету закупки участник Аукциона в составе заявки представляет письмо об опыте работы по Форме 3 Приложения № 3 к Документации, подписанное руководителем участника закупки, с проставлением печати участника закупки (при наличии печати), со сведениями об имеющемся опыте по монтажу, демонтажу и пуско- наладке электрооборудования, на сумму не менее 100 000 000,00 рублей в совокупности, что подтверждается копиями договоров и копиями актов выполненных работ».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что представленные Заявителем в составе заявки документы оценены в соответствии с Документацией. При этом Заказчиком при оценке учтен исключительно опыт выполнения работ по предмету закупки.
Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ исключительно по предмету закупки, а также подтверждающих такой опыт документов, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, что ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего к участникам Аукциона вышеуказанное требование ограничивают количество участников Аукциона, и, как следствие,
отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
-
Согласно инструкции по заполнению технического предложения, установленной в Форме 4 Приложения № 3 участнику Аукциона необходимо в графе «Наименование продукции участника (Производитель, модель)» указать артикул, модель, наименование производителя оборудования».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в заявке Заявителя отсутствовало указание на артикул поставляемого оборудования, в связи с чем Заказчиком отклонена заявка Заявителя.
Вместе с тем Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией об артикуле товара предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.
Также, отсутствие указания на артикул поставляемого оборудования не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным Заказчиком в Документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Документации и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу АО «Поиск» (ИНН: 7718871818; ОГРН: 5117746054652) от 30.04.2021 № 22/21, направленную письмом Московского УФАС России от 05.05.2021 № ЕО/26068/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации системы электроснабжения 10/0,4 кВ на объекте ПАО Сбербанк, по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 19 в соответствии с требованиями к предмету электронного аукциона, указанными в Приложении № 1 «Техническое задание» к аукционной документации (извещение № 32109965210) обоснованной.
-
Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ПАО «Сбербанк России», АО «Сбербанк-АСТ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 18.05.2021
№ 223ФЗ-243/21.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 18.05.2021 № 223ФЗ-243/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.