Решение №28/6123/24 Решение 223фз-23/24 от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-23/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Булат»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц»

25.01.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>

членов Комиссии ФАС России:

<...>.,

<...>.,

при участии представителей:

ООО «Оргэнергокапитал»: <...>. (доверенность от 12.01.2024
№ 2), <...>. (доверенность от 12.01.2024 № 3),

ООО «Булат»: <...>. (доверенность от 15.01.2024 № 1),
<...>. (доверенность от 15.01.2024 № 2), <...> (доверенность от 15.01.2024 № 3),

представители АО «ТЭК-Торг» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, 
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Булат» от 08.01.2024М-05, направленную письмом Самарского УФАС России от 10.01.2024 № 93/7, на действия (бездействие) заказчика ООО «Оргэнергокапитал» при проведении конкурса на право заключения договора на поставку металлических конструкций (извещение № 32313096465), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Булат» (далее – Заявитель)
от 08
.01.2024М-05, направленная письмом Самарского УФАС России
от 10.01.2024 № 93/7, на действия (бездействие) заказчика ООО «Оргэнергокапитал»
(далее – Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на поставку металлических конструкций (извещение № 32313096465) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением
о закупке продукции для нужд ООО «Оргэнергокапитал»,
утвержденным решением
единственного участника ООО «Оргэнергокапитал» (протокол от 11.09.2023
4/2023) (далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 15.12.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 2 025 552 107, 59 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 30.12.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок – 30.12.2023;

  5. Дата подведения итогов – 30.12.2023;

  6. По результатам подведения итогов победителем закупки признан единственный участник ООО «Полати» с предложением о цене договора в размере
    1 979 725 789.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 12.01.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до
25.01.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действия Заказчика:

  1. Заказчиком нарушена процедура проведения Конкурса.

  2. Заказчиком ненадлежащим образом размещена информация
    о рассмотрении заявок на участие в Конкурсе
    .

  3. Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи
    с несоответствием требованиям Документации.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении
Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушена процедура проведения Конкурса, поскольку рассмотрение, оценка заявок и подведение итогов осуществлено ранее даты, установленной в Документации.

Пунктом 13.9.15 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе рассмотреть заявки или части заявки и подвести итоги ранее установленной даты (по сравнению с указанными в извещении и документации о закупке датами)
без уведомления участников закупки о переносе дат рассмотрения заявок или частей заявок и подведения итогов.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что
согласно Извещению дата окончания срока подачи заявок 30.12.2023, а срок подведения итогов 12.01.2024.

Вместе с тем Заказчиком 30.12.2023 сформированы и размещены протокол рассмотрения первых частей заявок № 32313096465 алее – Протокол № 1) и протокол подведения итогов рассмотрения заявок № 32313096465 (далее – Протокол № 2),
что не соответствует положениям, установленным в Документации, в части сроков рассмотрения и оценки заявок, а также подведения итогов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что
решение о рассмотрении, оценки заявок и подведение итогов ранее установленной даты (12.01.2024) принято на основании пункта 13.9.15 Положения о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что рассмотрение, оценка заявок и подведение итогов
ранее срока, установленного
в Документации, а именно
30.12.2023, не противоречит требованиям Закона о закупках
и Положения о закупках.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом размещена информация о рассмотрении заявок на участие в Конкурсе.

В силу положений части 24 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

В соответствии с пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием
в том числе: количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены 
и оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации
о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Пунктом 28 информационной карты Документации установлено,
что проведение закупки предусмотрено в один этап. Сведения о количестве поданных заявок, результаты уторговывания, рассмотрения,
оценки и сопоставления заявок оформляется в итоговом протоколе. Иные протоколы в ходе проведения закупки не составляются.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что
в нарушение пункта 28 информационной карты Документации Заказчиком неправомерно принято решение о размещении двух протоколов, а именно Протокола
№ 1, содержащего сведения о
результатах рассмотрения заявок, а также Протокола
№ 2, отражающего сведения о
результатах оценки, сопоставления заявок
и подведения итогов Конкурса.

При этом в Протоколе № 2 отсутствуют сведения о результатах рассмотрения заявок в соответствии с пунктом 28 информационной карты Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что
функционалом сайта Оператора возможность публикации протокола подведения итогов предоставлена после размещения сведений о рассмотрении заявок, в связи
с чем Заказчиком опубликован
ы Протокол № 1 и Протокол № 2.

Изучив представленные материалы, направленные Заказчиком, Заявителем, Комиссия ФАС России установила, что итоговый протокол не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, в части
отсутствия информации о количестве заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены и оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке.

 

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не указавшего в Протоколе № 2 количество заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены и оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, нарушают пункт 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи с несоответствием требованиям Документации.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 16 информационной карты Документации установлены документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям, а именно «копия утвержденного бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа о принятии или распечаткой подтверждения специализированного оператора связи об отправке отчетности, заверенной печатью и подписью руководителя участника».

Пунктом 15 Документации установлено квалификационное требование
к участникам закупки,
а именно «наличие у участника закупки опыта поставки клиновых строительных лесов за три календарных года, предшествующих дате размещения закупочной процедуры, в суммарном денежном выражении не менее
20 % от размера начальной
(максимальной) цены договора».

В соответствии с Протоколом № 1 Заявка Заявителя отклонена по причине
несоответствия требованиям пункта 15 информационной карты Документации в части подтверждения денежного выражения опыта поставки материально-технических ресурсов, а также не предоставлена бухгалтерская отчетность за 2022 год.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили,
что
заявка Заявителя неправомерно отклонена Заказчиком ввиду непредставления
в составе заявки
бухгалтерского баланса за последний отчетный период и документа, подтверждающего наличия опыта поставки клиновых строительных лесов не менее 20 % от размера начальной (максимальной) цены договора.

Кроме того, по мнению Заявителя из текста Документации не следует однозначного вывода, что необходимо предоставить бухгалтерский баланс за 2022 год,
в связи с чем Заявителем предоставлен бухгалтерский баланс по состоянию на 3 квартал 2023 года.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что Заказчиком установлено, что участнику закупки необходимо представить бухгалтерский баланс за 2022 год
и документ, подтверждающий наличие опыта поставки клиновых строительных лесов за три календарных года, предшествующих дате размещения закупочной процедуры, в суммарном денежном выражении
не менее 20 % от размера начальной
(максимальной) цены договора,
при этом Заявителем опыт в суммарном денежном выражении представлен менее
20 % от начальной
(максимальной) цены договора.

Комиссия ФАС России отмечает, что отсутствие у участника закупки опыта поставки товара по предмету закупки, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем отклонение заявки Заявителя по такому основанию является неправомерным.

При этом заявка участника закупки, не имеющего опыт поставки клиновых строительных лесов, но имеющего опыт поставки иных видов металлических конструкций, подлежит отклонению и не допускается к участию в Конкурсе.

Кроме того, представителями Заказчика не представлены доказательства, подтверждающие, что указанное требование установлено на основании действующего законодательства, предусматривающего обязательные квалификационные требования
к участникам закупок товаров по
аналогичному предмету закупки.

В части требования о предоставлении бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату Комиссия ФАС России отмечает, что предоставление бухгалтерской отчетности в составе заявки не позволяет Заказчику выявить исполнителя, имеющего соответствующий уровень квалификации и способного надлежащим образом исполнить обязательства по договору, поскольку наличие либо отсутствие
у участника закупки необходимого уровня финансовых ресурсов не свидетельствует о невозможности исполнения обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерное требование о наличии опыта поставки клиновых строительных лесов за три календарных года, предшествующих дате размещения закупочной процедуры, в суммарном денежном выражении
не менее 20 % от размера начальной
(максимальной) цены договора,
а также требования к составу заявки о предоставлении бухгалтерского баланса
на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа
, и, как следствие, отклонившего Заявителя за несоответствия установленным требованиям, нарушают часть 6 статьи 3, пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Булат» (ИНН: 1650364303; ОГРН: 1181690040157) от 28.12.2023 № Б-03/У, направленную письмом Самарского УФАС России от 10.01.2024 № 93/7, на действия (бездействие) заказчика ООО «Оргэнергокапитал» (ИНН: 5001110252; ОГРН: 1165001053469при проведении конкурса на право заключения договора на поставку металлических конструкций (извещение № 32313096465) обоснованной в части ненадлежащего размещения информации о рассмотрении заявок на участие в закупке и неправомерного отклонения заявки в связи с несоответствием требованиям Документации.

  2. Признать ООО «Оргэнергокапитал» нарушившим пункт 5 части 14
    статьи 3.2,
    часть 6 статьи 3, пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку предписание выдано
    ранее по делу от 25.01.2024 № 223ФЗ-21/24 .

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от
    25.01.2024 по делу № 223ФЗ-23/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

АО "ТЭК-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО «Булат»
ИНН 1650364303, ОГРН 1181690040157
ООО «Оргэнергокапитал»
ИНН 5001110252, ОГРН 1165001053469