Решение №28/65140/21 Решение № 223ФЗ-411/21 от 4 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-411/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ППК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
30.07.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «ППК»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ППК» от 23.07.2021 № 261 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 364/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров поставки инженерного
и технологического оборудования на объекты строительства ОАО «РЖД» (извещение № 32110338486), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ППК» (далее – Заявитель)
от 23.07.2021 № 261 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 364/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров поставки инженерного
и технологического оборудования на объекты строительства ОАО «РЖД» (извещение № 32110338486) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 14.05.2021 № 10) (далее – Положение
о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией (далее – Документация):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 30.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена договора – 312 190 728,57 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 05.08.2021;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 30.08.2021;
5) дата подведения итогов Конкурса – 31.08.2021;
6) закупка отменена 29.07.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя следующими действиями:
1) Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование
об указании в заявке на участие в Конкурсе сведений о предустановленной операционной системе отечественного производства, находящейся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, с указанием номера регистрации;
2) Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически
и функционально не взаимосвязанные товары.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения
о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее требование об указании предустановленной операционной системы отечественного производства, находящейся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, с указанием номера регистрации.
Вместе с тем пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что жалоба не рассматривается в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий(бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с решением ФАС России от 22.06.2021
№ 223ФЗ-320/21 Комиссией ФАС России дана правовая оценка указанному доводу Жалобы.
Учитывая положения пункта 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции довод Жалобы оставлен без рассмотрения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не взаимосвязанные товары.
Пунктом 3 части 9 статьи 10 Закона о закупках установлено, что в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора
с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии
с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно извещению о проведении Конкурса и Документации объектом закупки является поставка инженерного и технологического оборудования
на объекты строительства ОАО «РЖД».
В приложении № 1.1.1 к Документации указан перечень оборудования, подлежащего к поставке, так, например: станки точильно-шлифовальные
и сверлильные, комплексные очистительные сооружения, лифты пассажирские
и подъемные платформы для инвалидов, персональные компьютеры, клавиатуры, мониторы, программное обеспечение и др.
Комиссии ФАС России, изучившей положения Документации, не представляется возможным прийти к выводу о том, что товары, подлежащие к поставке, функционально и технически связаны между собой, поскольку в рамках одной Документации поставляются товары, представленные на рынке разными поставщиками и производителями. При этом объединение в один лот указанных товаров приводит к ограничению конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически
и функционально не взаимосвязанные между собой товары, что приводит
к необоснованному ограничению количества участников закупки и нарушает
пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией ФАС России принято решение не выдавать обязательное предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку согласно сведениям из ЕИС закупка отменена Заказчиком 29.07.2021.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ООО «ППК» (ИНН: 3666186360;
ОГРН: 1133668034280) от 23.07.2021 № 261 при проведении открытого конкурса
в электронной форме № 364/ОКЭ-ДКРС/21 на право заключения договоров поставки инженерного и технологического оборудования на объекты строительства ОАО «РЖД» (извещение № 32110338486) обоснованной. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку закупка отменена. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела
от 30.07.2021 № 223ФЗ-411/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.