Решение №28/103740/23 Решение № 223фз-447/23 от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-447/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вест-Инжиниринг»
на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.12.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «Концерн Росэнергоатом»: <...> (доверенность от 31.10.2023 № 9/1498/2023-ПОВ),

АО «Атомкомплект» (далее – Организатор): <...> (доверенность
от 09.01.2023 № 304/6/2023-ДОВ),
<...>(доверенность от 09.01.2023
№ 304/5/2023-ДОВ),

ООО «Вест-Инжиниринг»: <...> (доверенность от 22.11.2023
№ 73/23),

представители ООО «АСТ ГОЗ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Вест-Инжиниринг» от 13.11.2023 № 01-12/2903, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 14.11.2023 № 78/28730/23, на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования автоматического управления дизель-генераторными установками с выполнением шеф-монтажных работ (извещение № 231844800179, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Вест-Инжиниринг»
(далее – Заявитель) от 13.11.2023 № 01-12/2903, направленная письмом
Санкт-Петербургского УФАС России от 14.11.2023 № 78/28730/23, на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Заказчик)
при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования автоматического управления дизель-генераторными установками
с выполнением шеф-монтажных работ (извещение № 231844800179, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Концерн Росэнергоатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом»
(в редакции с изменениями от 16.06.2021 № 145) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о конкурентной закупке (далее – Извещение), конкурсной документации (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 27.07.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 434 705 936 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.08.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 01.09.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Конкурсе допущены
    2 заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов – 7.11.2023;

  8. По результатам подведения итогов Конкурса победителем закупки признано ООО «КБ ТЕХНАБ» с предложением о цене договора в размере
    352 000 000 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 24.11.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв
до 04.12.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя
нарушены действиями Заказчика,
ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по критерию «наличие действующей системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия Системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР (значимость критерия PAPi — 10%) (далее – Критерий).

Представители Заказчика, Организатора с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии
с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке
по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор
по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней
и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии
с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа
по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии
по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно терминологии, указанной в Положении о закупках, Центральный арбитражный комитет Госкорпорации «Росатом» (далее – ЦАК) является органом
по досудебному урегулированию споров в области закупок.

Частью 1 статьи 5.2 главы 5 Положения о закупках установлено,
что требования и критерии оценки должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми, соответствующими необходимым действительным потребностям заказчика.

1.1. Пунктом 4.2 части 1 Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым: «При оценке
по данному критерию учитывается наличие действующих сертификатов соответствия системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР на дату подачи заявки
на участие в закупке у изготовителей, подтвержденное копиями сертификатов соответствия
системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР. Виды деятельности (область сертификации системы менеджмента) сопоставляются в соответствии
с областями сертификации систем менеджмента в
перечне областей сертификации систем менеджмента интегрированных систем менеджмента, в системе сертификации РОСАТОМРЕГИСТР (https://www.rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/sistema-sertifikatsii-rosatomregistr/) (далее – Перечень областей сертификации) по стандарту, определяющему требования к системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 19443-2020 (ISO 19443:2018) или ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).

Наличие действующих сертификатов соответствия системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР оценивается по следующей формуле:

Сертификация

Баллы

У изготовителей отсутствуют, необходимые по видам деятельности, действующие сертификаты соответствия Системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР 

0

БРАР i =∑1^n〖(Тni * Кn)〗

 

У изготовителей имеются необходимые по видам деятельности действующие сертификаты соответствия Системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР

100

 где:

n – количество позиций товаров, разработка и изготовление которого включены в виды деятельности, указанные в Перечне областей сертификации
а именно:

- Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления, код ОКВЭД2 – 25.30 (код ОКПД2 25.30.22.112).

Тni = 1, при наличии действующих сертификатов соответствия Системы сертификации РОСАТОМРЕГИСТР по n-й позиции товара у разработчика
и изготовителя i-го участника; иначе Тni = 0.

Кn – коэффициент значимости позиции товара по отношению к НМЦ позиций товаров, разработка и изготовление которых включены в виды деятельности, указанные в Перечне областей сертификации, ед.

НМЦ позиций товаров, разработка и изготовление которых включены в виды деятельности, указанные в Перечне областей сертификации, выраженный в 100% = 100 ед.

По итогам проведения закупки Заказчиком опубликованы 3 протокола
по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов по закупке
от 16.10.2023 № 4/2318448001795 (далее – Протокол № 4), от 23.10.2023
№ 5/231844800179 (далее – Протокол № 5), от 07.11.2023 № 6/231844800179
(далее – Протокол № 6).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчик ненадлежащим образом оценил заявку Заявителя по Критерию.

Согласно Протоколу 5 Заявителю присвоено 25,91 из 100 возможных баллов, в связи с тем, что по решению Заказчика к коду ОКПД2 27.12.31.000,
по которому у Заявителя присутствовала сертификация, из четырех шкафов, принимаемых для расчета оценки как количество позиций, изготовление которых включено в виды деятельности,
указанные в Перечне областей сертификации, отнесен только один шкаф, а именно ШУГ САУ ДГУ (п. 4.1.1 поз. 3 Технического задания №9/Ф05/5488). Остальные 3 шкафа (шкаф ШУД САУ ДГУ (п. 4.1.1 поз. 1 Технического задания), шкаф ШУП (п. 4.1.1 поз. 2 Технического задания №9/Ф05/5488), ШУВ САУ ДГУ (п. 4.1.1 поз. 4 Технического задания № 9/Ф05/5488)) отнесены к коду ОКПД» 25.30.22.112, по которому у Заявителя отсутствовала сертификация.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России приходит
к выводу о
необъективности установленного порядка оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку указанный порядок не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам Конкурса, а также ставит в неравное положение участников закупки, ввиду того,
что
порядок оценки по Критерию содержит неоднозначно трактуемые требования
в отношении кодов ОКПД2 закупаемой продукции, что впоследствии повлекло ненадлежащий расчет баллов в отношении заявки Заявителя по Критерию.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что Законом о закупках, Положением о закупке не предусмотрена возможность Заказчика не учитывать отдельные критерии оценки, установленные Документацией, при расчете баллов заявкам участников закупки, в связи с чем ранжирование заявок участников закупки осуществляется в соответствии с порядком и критериями оценки, предусмотренными Документацией.

Кроме того, Комиссией ФАС России, исходя из пояснений представителей Заказчика и Организатора, установлено, что Заявитель, не согласившись
с результатом рассмотрения заявок и количеством присвоенных баллов
по Критерию, содержащимися в
Протоколе № 4, обратился в адрес ЦАК с жалобой на действия (бездействие) Заказчика, Организатора закупки.

23.10.2023 по результатам рассмотрения жалобы ЦАК был опубликован Протокол № 5, содержащий сведения об изменении количественного показателя баллов по Критерию. Согласно Протоколу № 5 победителем признано
АО «КБ «Технаб».

Вместе с тем Заявителем, ввиду несогласия с количеством присвоенных баллов по Критерию, указанным в Протоколе № 5, повторно направлена
в адрес ЦАК жалоба на действия (бездействие) Заказчика, Организатора закупки (далее – Повторная жалоба).

При этом 07.11.2023 по результатам повторного заседания закупочной комиссии с учетом решения ЦАК от 02.11.2023 № 184/ЦАК, вынесенного по итогам рассмотрения Повторной жалобы, в соответствии с которым ЦАК принято решение об отмене Протокола № 5, а также о повторной оценке заявок без учета Критерия
в связи с тем, что данный Критерий нарушает часть 1 статьи 5.2 главы 5 Положения о закупках
, закупочной комиссией опубликован Протокол № 6.

Вместе с тем Комиссия ФАС России установила, что Закон о закупках, Положение о закупке и Документация не предусматривают возможность внесения изменений в протокол, составленный по итогам закупочной процедуры, после размещения его на сайте Оператора.

Кроме того, представители Заказчика и Организатора заявили,
что Заказчиком принято решение о заключении договора на основании
Протокола № 5, размещенного 23.10.2023, в связи с чем Заказчиком
10.11.2023 заключен договор с победителем закупочной процедуры.

Таким образом, изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила, что подведение итогов закупки состоялось 07.11.2023, в связи с чем заключение договора по результатам закупки, произведенное Заказчиком 10.11.2023, осуществлено в нарушении сроков, установленных частью 15 статьи 3.2
Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что в действиях Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя
по Критерию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона
о закупках, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Вест-Инжиниринг» (ИНН: 7816359862;
    ОГРН: 1047855180317
    ) от 13.11.2023 № 01-12/2903, направленная письмом
    Санкт-Петербургского УФАС России от 14.11.2023 № 78/28730/23, на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом»
    (ИНН: 7721632827;
    ОГРН: 5087746119951
    ) при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования автоматического управления дизель-генераторными установками с выполнением шеф-монтажных работ (извещение
    № 231844800179, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru)
    обоснованной.

  2. Признать АО «Концерн Росэнергоатом» нарушившим часть 6 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона
    от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание не выдавать, поскольку
    по результатам закупки 10.11.2023 заключен договор.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.11.2023
    по делу № 223ФЗ-447/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
    об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

АО "Атомкомплект"
ИНН 7706738770, ОГРН 1107746480490
ООО "Вест-Инжиниринг"
ИНН 7816359862, ОГРН 1047855180317
ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
АО "Концерн Росэнергоатом"
ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951