Решение №28/103242/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-442/23 от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-442/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «НПЦ «Развитие»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

01.12.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-122/Д), <...> (доверенность от 15.06.2023 № ЦДИ-31/Д), <...> (доверенность от 15.06.2023 № ЦДИ-31/Д),

ООО «НПЦ «Развитие»: <...> (доверенность от 09.01.2023 № 01),

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «НПЦ «Развитие» от 15.11.2023 № 1067 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО «РЖД» (извещение № 32312912724),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «НПЦ «Развитие»
(далее – Заявитель) от 15.11.2023 № 1067 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной
форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО «РЖД»
(извещение № 32312912724) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД» от 22.06.2023 (протокол № 13) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о конкурентной закупке (далее – Извещение), аукционной документации (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 31.10.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 201 329 180,30 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 17.11.2023;

  4. На участие в Аукционе подано 2 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе – 30.11.2023;

  6. Дата подведения итогов Аукциона – 04.12.2023.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 23.11.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв до 01.12.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены Заказчиком при проведении Аукциона, поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование к стране происхождения товара.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 1.2 части 1 Документации сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве, ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 Документации (далее – Техническое задание).

Так, Техническим заданием в разделе «Наименование страны
происхождения товара» установлено, что «по позиции № 9 раздела 1
приложения 1.1 к аукционной документации страна происхождения
товара – Российская Федерация».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно установлено требование к стране происхождения товара – Российская Федерация.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Закон о закупках не содержит запрета об указании наименования страны происхождения товара в описании предмета закупки. Вместе с тем приобретение отечественного оборудования позволит минимизировать риски, связанные
с гарантийным и постгарантийным ремонтом оборудования.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 16.04.2022 № 104-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о закупках внесены изменения, в соответствии с которыми из пункта 2
части 6.1 статьи 3 Закона о закупках исключены слова «наименование страны происхождения товара».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России обращает внимание,
что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно с учетом требований Закона о закупках определяет и описывает предмет закупки,
при условии, что такие требования не влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Дополнительно представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и сообщил, что на территории Российской Федерации функционируют 3 завода по производству дробильно-сортировочного оборудования, а именно: ООО Завод «ДСМ-групп», ООО «ТМ», ЗАО «Дробмаш»,
готовые поставить дробильно-сортировочное оборудование.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что указание наименования страны происхождения товара в Техническом задании ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к стране происхождения товара
в Техническом задании, не противоречат требованиям Закона о закупках
и Положения о закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «НПЦ «Развитие» (ИНН: 9701083315;
ОГРН: 1177746827598)
от 15.11.2023 № 1067 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении аукциона
в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного

и технологического оборудования для объектов капитального строительства
ОАО «РЖД» (извещение № 32312912724)
необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 


 

 

  

Связанные организации

ООО «НПЦ «Развитие»
ИНН 9701083315, ОГРН 1177746827598
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295