Решение №28/10501/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-51/23 от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-51/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

09.02.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>, <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по добровольному медицинскому страхованию (извещение № 32212010649),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (извещение № 32212010649) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (протокол от 16.09.2022 № 25/2022) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация), протоколами составленными
в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) – 30.12.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 608 744 062 руб.;

  3. Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 24.01.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 26.01.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, соответствующими требованиям Документации признаны 2 участника закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 26.01.2023;

  8. По результатам подведения итогов Конкурса победителем признано <...> (далее – Победитель) с предложением о цене договора в размере 456 779 760 руб.

В ходе заседания 07.02.2023 Комиссией ФАС России с целью
изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен
до 09.02.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по подкритериям «Опыт оказания аналогичных услуг. Количество договоров ДМС, действовавшие
на конец 2021 г., шт.» (далее – Подкритерий № 1), «Опыт оказания аналогичных услуг. Размер средней выплаты по ДМС, руб.» (далее – Подкритерий № 2) критерия «Квалификация участников закупки»
(далее – Критерий).

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке,
которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии

и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно положениям Документации оценка заявок участников закупки
по Подкритери
ю № 1 Критерия осуществляется следующим образом:

«Оценивается количество договоров ДМС, действующие на конец 2021
в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» (раздел 1, столбец 14, сумма строк (1.03.2.2 + 2.03.2.2 + 3.03.2.2 + 1.03.2.3 + 2.03.2.3 + 3.03.2.3).

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

 

Где:

Кi - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса.

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2021 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется».

При этом оценка заявок участников закупки по Подкриетрию № 2
Критерия в соответствии с положениями Документации осуществлятеся следующим образом: «Оценивается размер средней выплаты по ДМС, за 2021 в соответствии
с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика»: раздел 1, сумма строк (1.03.2.2 + 2.03.2.2 + 3.03.2.2 + 1.03.2.3 + 2.03.2.3 + 3.03.2.3), столбец


Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

 

Где:

Кi - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса.

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2021 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников закупки
от 26.01.2023 № 30/2 Заказчиком при расчете баллов заявке Победителя

по Подкритериям № 1, 2 Критерия присвоено максимальное количество баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя,

поскольку, по мнению Заявителя, оценка произведена не в соответствии
с информацией, содержащейся в официальной отчетности участника, в связи с чем при расчете баллов заявке Победителя по Подкритериям № 1, 2 Критерия неправомерно присвоено максимальное количество баллов.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что расчет баллов заявкам участников закупки
по соответствующим критериям оценки, установленным в Документации,
в том числе по Подкриетриям №№ 1, 2 Критерия, осуществляется Заказчиком
на основании сведений, представленных в составе заявок таких участников закупки.

Изучив положения Документации, Комиссией ФАС России установлено,
что расчет баллов по Подкритериям № 1, 2 Критерия осуществляется на основании сведений, указанных в форме статистической отчетности по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика», утвержденной указанием Банка России
от 03.02.2021 № 5724-У «О формах, сроках и порядке составления и представления
в Банке России отчетности страховщиков» (далее – Форма).

Так, согласно сведениям из Формы, представленной в составе заявки Победителя, в соответствии с порядком оценки заявок участников закупки
по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия, количество договоров ДМС, действующих

на конец 2021 года, составляет 119 345 шт., при этом размер средней выплаты
по ДМС за 2021 год равен 4 622, 71 руб.

Согласно части 11 статьи 3.2 Закона о закупках участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной,
если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Победителем после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе в адрес Заказчика направлено письмо
исх. от 25.01.2023 № 0168 (вх. от 25.01.2023 № 5-749/23), в котором указаны следующие сведения: «Количество договоров ДМС, действовавших на конец 2021 год – 1 737 370 шт.; Размер средней выплаты по ДМС за 2021 год – 25 304 руб.», что не соответствует сведениям, указанным в Форме, представленной в составе заявки Победителя для оценки по Подкриетриям №№ 1, 2 Критерия.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что при расчете баллов заявке Победителя по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия Заказчиком неправомерно приняты к оценке сведения, представленные в Письме, что привело к оценке заявки Победителя по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия в нарушение порядка оценки заявок участников Конкурса, установленного Документацией.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Заказчиком неправомерно внесены изменения в состав заявки Победителя после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, что, в свою очередь, привело
к ненадлежащей оценке заявок участников Конкурса по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия и, как следствие, неправомерному определению победителя Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика нарушают требования части 6 статьи 3, части 11 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (извещение № 32212010649) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим часть 6 статьи 3, часть 11 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.02.2023 по делу 223ФЗ-51/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
    контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.02.2023 № 223ФЗ-51/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны