Решение №17/101450/19 Решение ФАС России № 223ФЗ-1040/19 от 18 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1040/19

по результатам рассмотрения жалобы АО «Корпорация «ВНИИЭМ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

13.11.2019 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:


 

при участии представителей:


 

рассмотрев жалобу АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (далее – Заявитель) от 06.11.2019 № АК/58665/19 на действия (бездействие) заказчика АО «РАСУ» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по изготовлению, поставке и ввода в действие исполнительной части СУЗ, СГИУ для энергоблоков №№ 1, 2 АЭС «Руппур» (извещение № 190808/1065/302, расположенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/1908081065302), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (далее — Заявитель) от 06.11.2019 № АК/58665/19 на действия (бездействие) заказчика АО «РАСУ» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по изготовлению, поставке и ввода в действие исполнительной части СУЗ, СГИУ для энергоблоков №№ 1,2 АЭС «Руппур» (извещение № 190808/1065/302, расположенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/1908081065302) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым отраслевым стандартом закупок ГК «Росатом» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупок, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее — Извещение, Документация) размещены на сайте (http://zakupki.rosatom.ru/1908081065302) – 08.08.2019;

      2. Дата окончания подачи заявок — 19.09.2019;

      3. Дата рассмотрения заявок – 28.10.2019;

      4. Дата подведения итогов — 28.10.2019;

      5. На участие в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

В целях полного и всестороннего изучения Жалобы Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 11.11.2019 до 13.11.2019.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

      1. Заказчиком принято неправомерное решение о признании АО «СНИИП» победителем закупки, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом произведена оценка заявки АО «СНИИП» по показателю «Опыт изготовителя»;

      2. Заказчиком принято неправомерное решение о признании АО «СНИИП» победителем закупки, поскольку при оценке по показателю «Цена договора» Заказчиком не предоставлена Заявителю преференция, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925), при этом Заявителем к поставке предложен товар российского происхождения, а в заявке победителя предложен товар, произведенный в стране Чехия.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о признании АО «СНИИП» победителем закупки, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом произведена оценка заявки АО «СНИИП» по показателю «Опыт изготовителя».

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование установлено Положением о закупках.

В соответствии с протоколом оценки заявок участников Запроса предложений и подведения итогов от 24.10.2019 № 4/1908081065302 (далее – Протокол) АО «СНИИП» по итогам оценки заявок участников закупки присвоено 97, 86 баллов, при этом АО «СНИИП» признан Заказчиком победителем закупки.

Согласно подпункту 4.1 пункта 4 части 1 тома 1 Документации (критерии и методика оценки заявок на участие в закупке, а также порядок определения итогового рейтинга заявки на участие в закупке) установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «опыт изготовителя оборудования».

Оценка осуществляется следующим образом:

«При оценке по данному критерию учитывается соответствующий опыт изготовителя, подтвержденный копиями следующих документов:

- документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень изготовленного оборудования;

- класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

- документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

- класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

- количество изготовленного оборудования;

- документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения:

- наименование изготовителя (юридического лица, осуществляющего выпуск оборудования);

- подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

- подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции, за исключением случая, если договором между заказчиком по договору и изготовителем не предусмотрено привлечение такого уполномоченного органа.

Оценивается непосредственно соответствующий опыт изготовителя, указанного в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, по следующей формуле:

У изготовителя имеется в  рамках заключенных договоров изготовленное в 2016-2019 гг. оборудование исполнительных частей СУЗ и/или СГИУ* 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 в количестве 10 (десяти) единиц

Ои i -10

БОи i = Ои max -10 * 100,

где:

Оиi – общее количество изготовленного в 2016-2019 гг.  всеми изготовителями оборудования* исполнительных частей СУЗ, СГИУ 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001, i-го участника, ед.

max – максимальный опыт изготовителей (общее количество изготовленного в 2016-2019 гг. всеми изготовителями оборудования* исполнительных частей СУЗ, СГИУ 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 из представленного опыта изготовителей всеми допущенными участниками, но не более предельного значения, ед.

Предельное значение опыта всех изготовителей: 20 (двадцать) единиц».

Вместе с тем, изучив указанный порядок оценки заявок участников Запроса предложений по показателю «опыт изготовителя», Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по показателю «опыт изготовителя», поскольку не все участники закупки могут являться производителями товара по предмету закупки, при этом участники, не являющиеся производителями, могут не обладать на момент подачи заявки документами, подтверждающими наличие у производителя предлагаемого к поставке товара опыта производства с целью получения баллов по показателю «опыт производителя», в связи с чем предоставление вышеуказанных документов с целью получения баллов по показателю «опыт изготовителя» может зависеть от волеизъявления третьих лиц.

При этом в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе производить оценку сведений, имеющих отношение непосредственно к участнику закупки либо качеству товаров, работ и услуг, которые такой участник предлагает с целью выявления квалифицированного исполнителя обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что АО «СНИИП» в составе заявки не представлены документы, подтверждающие наличие у такого участника собственного опыта производства товара по предмету закупки, вместе с тем Заказчиком начислены баллы заявке АО «СНИИП» по показателю «опыт изготовителя».

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика ставят участников закупки, не являющихся производителями предлагаемого к поставке товара по предмету закупки, в неравное положение и могут не позволить участнику закупки получить максимальное количество баллов по вышеназванному критерию, что не соответствует правовой природе оценки заявок участников Запроса предложений, направленного на выявление лучших условий исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников, а также оценившего заявки участников Запроса предложений по показателю «опыт производителя», нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о признании АО «СНИИП» победителем закупки, поскольку при оценке по показателю «Цена договора» Заказчиком не предоставлена Заявителю преференция, предусмотренная Постановление № 925, при этом Заявителем к поставке предложен товар российского происхождения, а в заявке победителя предложен товар, произведенный в стране Чехия.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановление № 925 устанавливает порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – Приоритет).

Согласно пункту 2 Извещения закупка проводится с учетом положений Закона о закупка, а также требований Постановления № 925.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Согласно пункту 8 Постановления № 925 Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

При этом статьей ХХ Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и статьей 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года установлено право Государства-члена Всемирной торговой организации и Страны-участницы Евразийского экономического союза устанавливать приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства (в том числе, являющегося страной-участницей Евразийского экономического союза), работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (в том числе, являющимися страной-участницей Евразийского экономического союза) в ряде специфических сфер, например, в сферах охраны жизни и здоровья человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.

Вместе с тем, частью 6 статьи 1.2 Положения о закупке установлено, что при проведении закупок безусловным приоритетом является обеспечение безопасности при осуществлении организациями атомной отрасли деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно техническому заданию Документации закупаемое оборудование по предмету Запроса предложений предназначено для изготовления, поставки и ввода в эксплуатацию на энергоблоках №№ 1, 2 атомной электростанции «Руппур».

В соответствии с представленными на заседании Комиссии ФАС России заявками участников Запроса предложений, Заявителем в техническом предложении представлено оборудование, страной происхождения которой является Россия, при этом АО «СНИИП» в техническом предложении представлено оборудование страны производителя Чехия.

Согласно Протоколу Заказчиком после проведения повторной переторжки получены, в том числе следующие ценовые предложения:

  • АО «СНИИП» - 22 100 000 долларов США, включая НДС;

  • АО «Корпорация «ВНИИЭМ» - 21 196 844 долларов США, включая НДС.

Также согласно Протоколу подведения итогов следует, что при оценке заявок вышеуказанных участников Запроса предложений по критерию «цена договора» с учетом положений Постановления № 925 присвоено следующее количество баллов:

  • АО «СНИИП» - 22 100 000 долларов США, включая НДС (100 баллов);

  • АО «Корпорация «ВНИИЭМ» - 21 196 844 долларов США, включая НДС (95, 90 баллов).

Таким образом, Заказчиком оценка заявок участников Запроса предложений осуществлена в нарушение положений Постановления № 925, поскольку Заказчиком при оценке заявок по критерию «цена договора» Заявителю не представлена преференция в виде снижения цены договора Заявителя на 15 %, ввиду предложения Заявителем товара российского производства, в том время как АО «СНИИП» представлено в составе заявки оборудование иностранного производства, в связи с чем указанные действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявки участников Запроса предложений по показателю «цена договора», нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что Жалоба содержит указание на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом согласно подпункту 3.5 пункта 3 части 1 тома 1 Документации производитель (изготовитель, указанный в заявке участника закупки как изготовитель предлагаемого оборудования, далее – производитель или изготовитель), в отношении которого в соответствии с Порядком проведения аудита достоверности данных (Часть 4 Тома 1 закупочной документации) проводится данный аудит, должен:

– по результатам аудита достоверности данных получить оценку не ниже 65 баллов согласно методики расчета балльной оценки при аудите достоверности данных, указанной в разделе 6 Порядка проведения аудита достоверности данных (Часть 4 Тома 1 закупочной документации);

– быть согласен на прохождение аудита достоверности данных, на прием группы по аудиту в заявленный период времени при соблюдении данной группой пропускного и внутриобъектового режимов, утвержденных локальными нормативными актами проверяемого производителя (для организаций атомной отрасли - локальными нормативными актами Корпорации или организаций Корпорации) и/или нормативными правовыми актами РФ и/или страны по месту нахождения производителя, на фото- и видеофиксацию выявляемых в ходе аудита несоответствий при отсутствии обоснованных ограничений на фото и видеосъемку на объекте, установленных локальными нормативными актами проверяемого производителя (для организаций атомной отрасли - локальными нормативными актами Корпорации или организаций Корпорации) и/или нормативными правовыми актами РФ и/или страны по месту нахождения производителя, на подписание в установленном порядке отчета о результатах аудита достоверности данных, на публикацию сведений о результатах прохождения аудита достоверности данных во внутренних отраслевых информационных системах и в открытом доступе, на проверку объективности проведенного аудита достоверности данных.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права в рамках проведения процедуры аудита запрашивать дополнительно информацию, а также осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений и ставит их в неравное положение.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такой закупки.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 части 1 тома 1 Документации (требования к участнику закупки) «участник должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2016-2019 гг. поставки оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 на общую сумму не менее 8 900 000 долларов США без НДС».

В подтверждение указанному требованию участник закупки должен представить:

«справка об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 3, Таблица 1) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов:

- документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета и подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень поставленного оборудования;

- класс безопасности поставленного оборудования по НП-001;

- документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета и подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

- стоимость переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

- документ, подтверждающий участие в данной поставке участника закупки, а именно: план качества, разработанный согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, подписанный представителем заказчика по договору, содержащий следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- наименование оборудования по договору;

- конечный объект, на который поставлено оборудование;

- наименование участника закупки.

В случае, если по представленным планам качества не прослеживается полностью цепочка от конечного заказчика до изготовителя оборудования, то в составе заявки также представляются указанные документы, подтверждающие состав и исполнение поставок, по которым данную цепочку возможно проследить».

Вместе с тем, требование о подтверждении наличия у участника закупки опыта поставки товара по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность указанного опыта по предмету Запроса предложений не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.

Кроме того, согласно подпункту 3.1 пункта 3 части 1 тома 1 Документации (требования к производителю предлагаемого к поставке товара по предмету закупки) «Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2016-2019 гг.  работы по изготовлению оборудования исполнительных частей СУЗ, СГИУ 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 не менее 10 (десяти) единиц».

В подтверждение указанному требованию участник, не являющийся производителем предлагаемого к поставе товара по предмету закупки, должен представить:

«а) справка об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 3, Таблица 2) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов:

1. документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

  • реквизиты договора (номер и дата);

  • перечень изготовленного оборудования;

  • класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

2. документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

  • реквизиты договора (номер и дата);

  • перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

  • класс безопасности изготовленного оборудования по НП-001;

  • количество изготовленного оборудования;

3. документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения:

  • наименование изготовителя;

  • подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции, за исключением случая, если договором между заказчиком по договору и изготовителем не предусмотрено привлечение такого уполномоченного органа».

Вместе с тем, согласно положениям Закона о закупках оценке подлежат сведения, представленные участником закупки в составе заявки, при этом не все участники закупки могут являться производителем предлагаемого к поставе товара по предмету закупки, а также не смогут обладать одновременно опытом производства и заказа производства, в связи с чем предоставление документов, подтверждающих наличие у производителя предлагаемого к поставе товара по предмету закупки опыта производства, может зависеть от волеизъявления третьих лиц.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, противоречат части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно подпункту 3.2 раздела 3 части 1 тома 1 Документации установлено требование к производителю предлагаемого к поставке товара по предмету закупки, а именно: «наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или международного стандарта ISO 9001 (или аналог)».

В подтверждение указанному требованию участник, не являющийся производителем товара по предмету закупки, должен представить:

«документы, подтверждающие наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), а именно сертификат ГОСТ Р ИСО 9001 или сертификат международного стандарта ISO 9001 (или аналог)».

Вместе с тем, согласно положениям Закона о закупках оценке подлежат сведения, представленные участником закупки в составе заявки, при этом не все участники закупки могут являться производителем предлагаемого к поставе товара по предмету закупки, в связи с чем предоставление документов, подтверждающих наличие у производителя предлагаемого к поставе товара по предмету закупки действующей системы менеджмента качества, может зависеть от волеизъявления третьих лиц.

Кроме того, подпунктом 1.8 раздела 1 части 1 тома 1 Документации установлено требование о том, что уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки должен быть не ниже 30 единиц, согласно методике расчета, указанной в разделе 3 Документации.

В подтверждение указанному требованию Документации участник должен представить:

«копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года) и/или иные формы предоставления данных участниками закупки в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 настоящей части закупочной документации».

Разделом 3 части 1 тома 1 Документации установлено, что «в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность участника закупки, составлена в валюте, отличной от доллара США, то для целей расчета коэффициента соизмеримости годовой выручки от основной деятельности c суммой договора (Ксв) согласно Методике расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупки (Раздел 3 Части 1 Тома 1 закупочной документации), пересчет НМЦ, без НДС (переменная S), в валюту бухгалтерской (финансовой) отчетности участника закупки, будет осуществляться через российский рубль по официальному курсу Центрального банка РФ на дату официальной публикации извещения о проведении закупки».

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки финансовых ресурсов в соответствии с требованиями Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации, противоречат части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно подпункту 2.1 раздела 2 части 1 тома 1 Документации участник должен обладать правом распоряжения предлагаемым к поставке оборудованием не ниже 3 класса безопасности по НП-001 (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к части 3 «Проект договора» тома 1 Документации)) и/или согласия изготовителя данного оборудования не ниже 3 класса безопасности по НП-001 либо полномочного представителя такого изготовителя на предложение оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к части 3 «Проект договора» тома 1 Документации)) в рамках настоящей закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и шеф-наладки, в срок и на условиях Документации.

В подтверждение указанному требованию участник, не являющийся производителем предлагаемого к поставе товара по предмету закупки, должен представить:

«­документы, подтверждающие право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.)

и/или

­ документ от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к Части 3 «Проект договора» Тома 1 закупочной документации)) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к Части 3 «Проект договора» Тома 1 закупочной документации)) в рамках настоящего закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и шеф-наладки, в срок и на условиях настоящей документации, а именно: свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (подраздел 5.1, Форма 4)

и/или

­ документы его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к Части 3 «Проект договора» Тома 1 закупочной документации)) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к Части 3 «Проект договора» Тома 1 закупочной документации)) в рамках настоящего закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и шеф-наладки, в срок и на условиях настоящей документации, а именно:

копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров и т.п.

и свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (подраздел 5.1, Форма 4).

По данным документам должна прослеживаться полностью цепочка от участника закупки до такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций (приложения № 1.1 и № 1.2 к Части 3 «Проект договора» Тома 1 закупочной документации)), предлагаемого в рамках настоящего закупки».

Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Запросе предложений, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Запросе предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречит части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Согласно подпункту 1.6 раздела 1 части 1 тома 1 Документации участник закупки должен раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

В подтверждение указанному требованию участник закупки должен представить «заполненное участником закупки по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1, Форма 1) обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора документы, подтверждающие сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)».

Вместе с тем, в случае если участником Запроса предложений, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

При этом представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      1. Согласно информации, размещенной в единой сети «Интернет», сведения о Запросе предложений размещены Заказчиком на сайте оператора АО «B2B-Center» (далее – Оператор), а также размещены на официальном сайте Заказчика zakupki.rosatom.ru (http://zakupki.rosatom.ru/1908081065302).

В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежит размещению в ЕИС, в том числе, информация о закупках, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках.

Пункт 2 части 16 статьи 4 Закона о закупках регламентирует, что Правительство Российской Федерации вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил Распоряжение от 24.12.2015 № 2662-р и пояснил, что в разделе VII «товары, работы, услуги, по сооружению объектов использования атомной энергии за пределами Российской Федерации» установлен пункт 76 «оборудование автоматизированной системы управления технологическим процессом», включающий в себя, в том числе закупаемое оборудование, входящее в систему управления и защиты реакторной установки (далее – СУЗ), в связи с чем сведения о проведении Запроса предложений, по мнению Заказчика, не подлежали размещению в ЕИС.

Вместе с тем, согласно статье 3.5 Закона о закупках закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 Закона о закупках, или если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 Закона о закупках Правительством Российской Федерации утвержден перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, являющийся приложением № 2 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ» (далее – Распоряжение №1447-р).

Таким образом, закупки, осуществляемые заказчиками с учетом положений части 1 статьи 3.5, а также осуществляемые в электронной форме, подлежат размещению на электронных площадках, включенных в перечень, являющийся приложением № 2 к Распоряжению № 1447-р.

Учитывая, что Заказчиком Запрос предложений опубликован на сайте оператора АО «B2B-Center» (далее – Оператор), а также на сайте zakupki.rosatom.ru, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, разместившего сведения о проведении Запроса предложений в нарушение требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не соответствуют части 4 статьи 3.5 и нарушают часть 2 статьи 3.5 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

      1. Признать жалобу АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (ИНН: 7701944514, ОГРН: 5117746071097) от 06.11.2019 № АК/58665/19 на действия (бездействие) заказчика АО «РАСУ» (ИНН: 7734358970, ОГРН: 1157746687383) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по изготовлению, поставке и ввода в действие исполнительной части СУЗ, СГИУ для энергоблоков №№ 1,2 АЭС «Руппур» (извещение № 190808/1065/302, опубликованное на сайте http://zakupki.rosatom.ru/1908081065302) обоснованной.

      2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи 4, части 2 статьи 3.5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное Заказчику, Оператору к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 13.11.2019 № 223ФЗ-1040/19.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.11.2019 № 223ФЗ-1040/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АО «Корпорация «ВНИИЭМ»
ИНН 7701944514, ОГРН 5117746071097