Решение №28/91090/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-384/22 от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 223ФЗ-384/22
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

28.09.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далееОператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 14.09.2022 № 17-П
на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию
и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств (извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru
), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> от 14.09.2022 № 17-П (далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств (извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (редакция от 30.06.202220) (далее – Положение
о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далееИзвещение), конкурсной документацией (далее Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Оператора (https://www.rts-tender.ru) – 30.06.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 304 224 061,86 руб., по лоту № 2 – 96 749 956,20 руб., по лоту № 3 – 29 338 315,20 руб., по лоту № 4 – 52 769 088 руб., по лоту № 5 – 91 495 228,32 руб., по лоту
    № 6 –
    112 154 414,72 руб., по лоту № 7 – 342 240 891,48 руб., по лоту
    № 8 –
    252 425 255,35 руб., по лоту № 9 – 125 384 847,40 руб., по лоту
    № 10 –
    54 142 533,44 руб., по лоту № 11 – 142 358 835,24 руб., по лоту
    № 12 –
    69 517 979,64 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.07.2022;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 22.08.2022;

  5. На участие в Конкурсе подано: по лоту № 1 – 2 заявки, по лоту
    № 2 –
    4 заявки, по лоту № 3 – 2 заявки, по лоту № 4 – 2 заявки, по лоту
    № 5 –
    3 заявки, по лоту № 6 – 4 заявки, по лоту № 7 – 4 заявки, по лоту
    № 8 –
    3 заявки, по лоту № 9 – 3 заявки, по лоту № 10 – 1 заявка, по лоту
    № 11–
    1 заявка, по лоту № 12 – 2 заявки;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
    в Конкурсе допущены
    все заявки, поданные на участие в Конкурсе;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 01.09.2022;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок к участию
    в Конкурсе
    соответствующими требованиям Документации признаны
    все допущенные участники закупки, подавшие заявки на участие в Конкурсе.

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 01.09.2022;

  10. По результатам подведения итогов Конкурса победителем по лотам
    №№ 1, 3, 4, 12 является участник закупки с идентификационным номером заявки «2», по лотам №№ 5, 8, 9 является участник закупки с идентификационным номером заявки «3», по лотам №№ 2, 6, 7 является участник закупки с идентификационным номером заявки «4»;

  11. По лотам №№ 10, 11 Заказчиком принято решение признать закупку
    несостоявшейся в связи с тем, что по на участие Конкурсе по вышеуказанным лотам подана одна заявка.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо
получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть
продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 26.09.2022 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы
продлен до
28.09.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка
подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе п
оложении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом применившего порядок оценки по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий) при расчете баллов заявкам Заявителя, поданным на участие в Конкурсе по лотам №№ 1, 5, 6, 7.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принцип
ами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные
положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

В соответствии с пунктом 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:

«Оценивается путем деления стоимости оказанных услуг каждым (j-ым) участником по комплексному обслуживанию и ремонту модульных туалетных комплексов и/или комплексному обслуживанию и ремонту туалетных кабин
и/или комплексному обслуживанию и ремонту стационарных модульных туалетных кабин (без учета НДС) на максимальную из предложенных участниками стоимость опыта в требуемой области (без учета НДС), по формуле:

 

Бj=

Цjопыт

*20

Цmax

где:

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Цjопыт – стоимость оказанных j-ым участником по комплексному обслуживанию и ремонту модульных туалетных комплексов и/или комплексному обслуживанию и ремонту туалетных кабин и/или комплексному обслуживанию и ремонту стационарных модульных туалетных кабин (без учета НДС);

Цмах – максимальная из предложенных участниками стоимость опыта
в требуемой области (без учета НДС);

20 – максимально возможное количество баллов.

В случае непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, баллы не начисляются.

Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе, на основании следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг по комплексному обслуживанию и ремонту модульных туалетных комплексов и/или комплексному обслуживанию и ремонту туалетных кабин и/или комплексному обслуживанию и ремонту стационарных модульных туалетных кабин:

документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении
№ 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

акты об оказании услуг;

договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

документы, подтверждающие оплату по договорам, а именно:

выписка с расчетного счёта банка участника (получателя платежа), содержащая информацию о наличии платежей по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенная печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка;

платежное поручение о переводе денежных средств в банк участника (получателя платежа), содержащее информацию о платежах по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенное печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка.

документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный
акт и др.)».

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, поданных
на участие в Конкурсе по лот
ам 1, 5, 6, 7, от 01.09.2022 б/н Заказчиком
при расчете баллов заявк
ам Заявителя (по лоту № 1 – идентификационный номер заявки «1», по лоту № 5 – идентификационный номер заявки «2», по лоту № 6 – идентификационный номер заявки «3», по лоту № 7 – идентификационный номер заявки «3») по Подкритерию принято решение не учитывать договоры, представленные Заявителем в составе заявок в качестве подтверждения наличия опыта по Подкритерию, ввиду отсутствия в составе заявок Заявителя платежных поручений, заверенных печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно не учтены договоры, представленные Заявителем
в качестве подтверждения наличия опыта по Подкритерию,
поскольку документы, подтверждающие оплату по договорам, не свидетельствуют об отсутствии
опыта
оказания услуг по предмету Конкурса, а следовательно требование
об их предоставлении в рамках Подкритерия является избыточными
и ограничивающими количество участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что в составе заяв
ок Заявителя в качестве документов, подтверждающих оплату
по договорам,
представленным с целью подтверждения наличия опыта
по Подкритерию, представлены платежные поручения
, не соответствующие положениям Документации, поскольку не имеют печати банка и подписи уполномоченного сотрудника банка, в связи с чем Заказчиком принято решение
не учитывать договоры,
представленные Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта по Подкритерию.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что требование положения Документации в части предоставления в составе заявок участника закупки документов, подтверждающих оплату по договорам, является избыточным и ограничивающим количество участников закупки, поскольку наличия опыта оказания услуг по предмету Конкурса, а также стоимость оказания таких услуг по договору можно определить на основании акта приемки оказанных услуг.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не принявшего при расчете баллов по Подкритерию к учету договоры, представленные в составе заявок Заявителя, противоречат положениям пункта 2
части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 6 статьи 3
Закона о закупках и содержат признаки
состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> от 14.09.2022 № 17-П на действия (бездействие) заказчика <...>
при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств (извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать <...> нарушившими часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений,
в соответствии с принятым решением от 28
.09.2022 по делу № 223ФЗ-384/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от
28.09.2022 № 223ФЗ-384/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны