Решение №28/29677/24 Решение 223фз-98/24 от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-98/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергосервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>

<...>,

при участии представителей:

ООО «Энергопромсбыт»: <...> (доверенность от 22.03.2024
№ 25/03), <...> (доверенность от
25.03.202415/2024), Бочарова В.А. (доверенность от 30.11.202359/2023),

ООО «Энергосервис»: <...> (доверенность от 22.03.2024
№ 25/03), <...>(доверенность от 01.03.2024 № 25/03-2),

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «Энергосервис» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Энергопромсбыт» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора
на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам инвестиционных проектов
ОАО «РЖД» «Технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям»
и «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» в границах Московской железной дороги (извещение № 2972342, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергосервис» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Энергопромсбыт»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам инвестиционных проектов ОАО «РЖД» «Технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям»
и «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» в границах Московской железной дороги (извещение № 2972342, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом
о закупке продукции для нужд ООО «Энергопромсбыт», утвержденным общим собранием участников ООО «Энергопромсбыт» (протокол от 13.11.2023
7/2023-ОСУ-ЭПС) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о конкурентной закупке (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора25.01.2024;

  2. Максимальная цена договора – 9 658 887 679,15 руб., цена за единицу товара (работы, услуги)798 000 000 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 01.03.2024;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 04.03.2024;

  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в Конкурсе допущено 3 заявки;

  6. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.03.2024;

  7. По результатам рассмотрения вторых частей заявок к участию в Конкурсе допущено 2 заявки;

  8. Дата подведения итогов – 12.03.2024;

  9. По результатам поведения итогов победителем закупки признан участник
    с идентификационным номером заявки «1» с предложением о цене договора
    в размере 7 767 355 508,65 руб.

Частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Жалобы Заявителя 26.03.2024 Комиссией ФАС России
на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось
03.04.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком нарушены сроки проведения закупки, установленные
в Документации;

2) Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи
с несоответствием требованиям Документации;

3) Заказчиком неправомерно не размещена закупка на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)
(далее – ЕИС).

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены сроки проведения закупки, установленные в Документации, а именно протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 06.03.2023 № 6/ОКЭ-ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»/2024-431/А/2 (далее – Протокол) размещен позже даты, установленной Извещением.

Частью 12 статьи 3 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с Извещением дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.03.2024.

Комиссией ФАС России установлено, что Протокол подписан и опубликован Заказчиком 12.03.2024, то есть с соблюдением требований, установленных
частью 12 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, приходит
к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках
и Положения о закупках, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи с несоответствием требованиям Документации.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 3.2.3 Документации установлено, что участник, на стороне которого выступает несколько лиц, должен представить в составе заявки все предусмотренные конкурсной документацией документы, при этом в заявке участника, на стороне которого выступают несколько лиц, должны быть представлены сведения, подтверждающие соответствие каждого лица, выступающего на стороне такого участника, обязательным и иным требованиям конкурсной документации, а в составе заявки должен быть представлен договор простого товарищества (договор о совместной деятельности).

В соответствии с пунктом 3.17.8.6 Документации во второй части заявки должна быть представлена копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, в том числе договор простого товарищества, если в конкурсе принимает участие участник, на стороне которого выступает несколько лиц. Документ предоставляется со всеми изменениями, (дополнениями) и приложениями и должен быть сканирован с оригинала.

В силу положений статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным,
если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно статье 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору
о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

В соответствии с Протоколом заявка Заявителя отклонена Заказчиком в том числе по причине представления в составе заявки договора консорциума (простого товарищества) от 13.02.2023 № 13-02/24 (далее – Договор), неподписанного лидером консорциума (ООО «Энергосервис»).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя сообщили,
что в соответствии с условиями Договора Заявитель выступает в качестве лидера консорциума.
Подавая заявку на участие в закупке, подписанную электронной подписью, Заявитель в ее составе представил и Договор что, по мнению Заявителя, соответствует требованиям Документации.

Таким образом, по мнению Заявителя, указанные многочисленные действия выражают его волю на участие в консорциуме.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что
Договор не подписан лидером консорциума (Заявителем), в связи с чем заявка отклонена ввиду несоответствия требованиям Документации. При этом факт подписания заявки не свидетельствует о том, что между участниками консорциума достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Учитывая вышеизложенное, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что представленный в составе заявке Договор не подписан лидером консорциума, что противоречит положениям ГК РФ
и не может считаться договором, поражающим права и обязанности сторон.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не противоречат требованиям Закона
о закупках и Положения о закупках, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не размещены сведения о Конкурсе в ЕИС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации
о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление № 301) основанием неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении российской федерации, граждан российской федерации
или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств
или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера
в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

В соответствии с положениями Регламента Европейского союза от 31.07.2014 № 833/2014 Заказчик является лицом, в отношении которого недружественными государствами введены санкции и меры ограничительного характера.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика,
не опубликовавшего закупку в ЕИС в силу предусмотренной Постановлением № 301 обязанности, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения
о закупк
ах, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Энергосервис» (ИНН: 7715446540;
ОГРН: 5147746158346) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ООО «Энергопромсбыт» (ИНН: 7706284445; ОГРН: 1027706023597)
при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам инвестиционных проектов ОАО «РЖД» «Технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям» и «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» в границах Московской железной дороги (извещение № 2972342, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"
ИНН 7715446540, ОГРН 5147746158346
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»
ИНН 7706284445, ОГРН 1027706023597