Решение №17/93723/20 Решение ФАС России № 223ФЗ-838/20 от 27 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-838/20

по результатам рассмотрения жалобы ООО «КБ Технаб» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

22.10.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «КБ Технаб»: <...>,

АО «Концерн Росэнергоатом»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференцсвязи жалобу ООО «КБ Технаб» от 12.10.2020 № 6470 на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн «Росэнергоатом» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидроамортизаторов для комплектации проекта «Раскрепление оборудования и трубопроводов 1 контура энергоблока № 4 Нововоронежской АЭС от сейсмических и динамических воздействий» (извещение № 32009251349) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «КБ Технаб» (далее – Заявитель) от 13.10.2020 № 6470 на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн «Росэнергоатом» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидроамортизаторов для комплектации проекта «Раскрепление оборудования и трубопроводов 1 контура энергоблока № 4 Нововоронежской АЭС от сейсмических и динамических воздействий» (извещение № 32009251349) (далее – Жалоба, Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

18.06.2020 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, а также информации, размещенной в ЕИС:

      1. дата окончания подачи заявок — 20.07.2020;

      2. дата рассмотрения заявок — 08.10.2020;

      3. дата подведения итогов закупки — 08.10.2020;

      4. начальная (максимальная) цена договора – 120 851 228, 64 рублей;

      5. на участие в Конкурсе подано 3 заявки, из них 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 8.3 части 2 Документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. При этом основанием для отказа в допуске является, в том числе несоответствие участника закупки требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 3.3 раздела 2.1.1 части 1 Документации изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершённые в 2017-2020 гг. работы по изготовлению оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 в количестве не менее 1 (одной) единицы.

При этом с целью подтверждения соответствия указанному требованию участник в составе заявки должен представить следующие документы:

«справка об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 3) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:

1. документов, подтверждающих состав услуг, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

  • реквизиты договора (номер и дата);

  • перечень оказанных работ и(или) услуг;

  • - класс безопасности поставленного оборудования по НП-001.

2. документов, подтверждающих исполнение работ и(или) услуг, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

  • - реквизиты договора (номер и дата);

- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

  • класс безопасности поставленного оборудования по НП-001;

  • количество изготовленного оборудования.

      1. документ, подтверждающий участие в данной поставке участника закупки, а именно: план качества, разработанный согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, подписанный представителем заказчика по договору, содержащий следующие сведения:

  • наименование изготовителя;

  • подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

  • подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции, за исключением случая, если договором между заказчиком по договору и изготовителем не предусмотрено привлечение такого уполномоченного органа.

В соответствии с протоколом рассмотрения и 08.05.2020 № 1/2003251065074 Заявителю отказано в допуске ввиду «несоответствие изготовителя требованию пункта 3.3) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия в рамках заключенных договоров завершенных в 2017-2020 гг. работ по изготовлению оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по НП-001 в количестве не менее 1 (одной) единицы. Согласно представленной в составе заявки на участие в закупке Таблице 2 Формы 3 «Справка об опыте выполнения договоров» и копиям подтверждающих документов у изготовителя оборудования ООО «ПИТЕРАТОММАШ» требуемый опыт отсутствует. Продукция (ЗИП ГЦН, клети для хранения бочек ТРО) изготавливаемая ООО «ПИТЕРАТОММАШ», указанная в справке об опыте изготовления и документах, подтверждающих поставку, предоставленных в составе заявки участника - не является оборудованием».

Вместе с тем, не все участники закупки могут являться производителями предлагаемого к поставе товара по предмету закупки, при этом участники, не являющиеся производителями, могут не обладать на момент подачи заявки документами, подтверждающими наличие у производителя предлагаемого к поставке товара опыта производства с целью представления в составе заявки, в связи с чем предоставление вышеуказанных документов с целью подтверждения квалификации участника закупки может зависеть от волеизъявления третьих лиц.

При этом в соответствии с положениями Закона о закупках заказчик вправе производить оценку сведений, имеющих отношение непосредственно к участнику закупки либо качеству товаров, работ и услуг, которые такой участник предлагает с целью выявления квалифицированного исполнителя обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения закупки.

Учитывая изложенное, вышеуказанные положения Документации ставят участников закупки, не являющихся производителями предлагаемого к поставке товара, в неравное положение и ограничивают количество участников закупки, что не соответствует требованиям Закона о закупках.

Кроме того, отсутствие у изготовителя предлагаемого к поставке товара и у участника закупки опыта по предмету закупки, а также подтверждающих документов, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего указанное требование и отклонившего заявку Заявителя по вышеуказанному основанию Документации, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО «КБ Технаб» (ИНН: 7701587911, ОГРН: 1057746436000) от 13.10.2020 № 6470 на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» (ИНН: 7721632827, ОГРН: 5087746119951) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидроамортизаторов для комплектации проекта «Раскрепление оборудования и трубопроводов 1 контура энергоблока № 4 Нововоронежской АЭС от сейсмических и динамических воздействий» (извещение № 32009251349) обоснованной.

      2. Признать АО «Концерн Росэнергоатом» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Выдать АО «Концерн Росэнергоатом» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 22.10.2020 № 223ФЗ-838/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.10.2020 № 223ФЗ-838/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ"
ИНН 5034031535, ОГРН 1075034003967
АО «Концерн Росэнергоатом»
ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951
ООО «КБ Технаб»
ИНН 7701587911, ОГРН 1057746436000