Решение №28/15244/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-85/22 от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-85/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПСК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.02.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «СПС»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ПСК» от 10.02.2022 № 1/22/35 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 1237/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договора на выполнение работ по текущему содержанию пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110988305), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПСК» (далее – Заявитель)
от 10.02.2022 № 1/22/35 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса
в электронной форме № 1237/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договора
на выполнение работ по текущему содержанию пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110988305)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
(далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке,
за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона
о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация) протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в ЕИС24.12.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 053 360 000 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 19.01.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 02.02.2022;

  6. К участию в закупке допущена 1 заявка участника закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 03.02.2022;

  8. Победителем Конкурса признан коллективный участник с лидером ООО «ПРОМСТРОЙ» с предложением о цене договора в размере 1 000 692 000 рублей.

В ходе заседания 22.02.2022 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв, заседание Комиссии ФАС России продолжилось 24.02.2022

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации должны быть указаны, в том числе требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 3.13.1 Документации конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в Документации информацию и документы, должна быть оформлена в соответствии с требованиями Документации
и действовать не менее 120 (ста двадцати) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пункту 3.13.8.2 Документации в закрытой части конкурсной заявки должны быть представлены в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения конкурсной заявки. Если участником выбрана форма обеспечения заявки в виде банковской гарантии, предоставляется сканированная с оригинала банковская гарантия.

Кроме того, согласно пункту 262 Положения о закупке банковская гарантия должна содержать условия и соответствовать требованиям, изложенным в документации о конкурентной закупке.

Подпунктом 9 пункта 3.15.13 Документации установлено следующее:

«Банковская гарантия должна содержать в том числе условие, согласно которому требование бенефициара об уплате указанной в гарантии суммы, реквизиты счета, указанные бенефициаром в требовании платежа по гарантии, могут быть представлены гаранту в письменной форме по адресу места нахождения гаранта либо в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ), содержащего полный текст требования бенефициара, через обслуживающий банк бенефициара, подтверждающего полномочия и подлинность подписи лица, подписавшего требование от имени бенефициара, с соблюдением требований к форме, установленных стандартами этой системы».

При этом в силу положений пункта 3.15.15 Документации основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе является несоответствие банковской гарантии условиям, изложенным в Документации.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок участников закупки от 02.02.2022 № 1237/ОКЭ-ЦДИ/21/1 Заказчиком принято решение об отказе Заявителю (участник № 2) в допуске к участию в Конкурсе ввиду несоответствии банковской гарантии Заявителя, полученной с целью предоставления обеспечения заявки на участие в Конкурсе, требованиям Документации.

По мнению Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение
об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе,
поскольку установление
в
Документации выбора альтернативных способов предоставления бенефициаром гаранту требования платежа по гарантии обусловлено невозможностью оказания банками услуг по передаче требования бенефициара гаранту в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ).

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, представленные материалы, установила, что Заявителем в составе заявки
в качестве обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре представлена банковская гарантия от 14.01.2022 № 579281-БГ/22 (далее – Банковская гарантия), выданная банком ПАО АКБ «Металлинвестбанк» (далее – Банк).

При этом согласно сведениям, размещенным на официальном
сайте Российск
ой Национальной Ассоциации SWIFT (РОССВИФТ) (https://rosswift.ru/200/20011/1) Банк подключен к системе SWIFT (СВИФТ).

Кроме того, пунктом 15 Банковской гарантии установлено следующее: «Требование платежа по Гарантии должно быть получено Гарантом
в письменной форме ...».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что телекоммуникационная система SWIFT (СВИФТ) – это международная межбанковская система передачи информации
и совершения платежей, позволяющ
ая ее пользователям осуществлять обмен электронными сообщениями финансового характера с минимальным риском
и максимальной эффективностью.

Кроме того, вышеуказанная система обеспечивает информационную защиту, точность и полноту сообщений, а также позволяет снизить временные затраты на направление и получение гарантом соответствующего требования бенефициара. При этом отсутствие возможности направления требования
в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ) не позволяет
Заказчику в полной мере реализовать свои права по Банковской гарантии.

При этом в представленной в составе заявки Заявителя Банковской гарантии отсутствует условие о возможности направления требования об уплате указанной в гарантии суммы в форме электронного сообщения
с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ),
в связи
с чем
Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию
в Конкурсе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе в допуске Заявителю,
не противоречат требованиям Документации, Положения о закупке и Закона
о закупках.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПСК» (ИНН: 7451411486, ОГРН: 1167456108346) от 10.02.2022 № 1/22/35 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1237/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договора на выполнение работ по текущему содержанию пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение
№ 32110988305)
необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ООО "ПСК"
ИНН 7451411486, ОГРН 1167456108346
Представителю ОАО "РЖД" В.В. Осипенкову
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666