Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы «ИХЦ Холланд Б.В.... от 11 февраля 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-13/14

по результатам рассмотрения жалобы «ИХЦ Холланд Б.В.» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Резолютивная часть оглашена 03.02.2014

В полном объеме изготовлено   06.02.2014

 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия ФАС России) рассмотрев жалобу «ИХЦ Холланд Б.В.» от 22.01.2014 № 90.053 на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба «ИХЦ Холланд Б.В.» (далее – Заявитель) от 22.01.2014 № 90.053 (вх. № 6869/14 от 23.01.2014) на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» (далее –Заказчик) при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Росморпорт», утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от 02.10.2013 №489 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

21.11.2013 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее – Извещение), а также документация о Запросе предложений (далее – Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

- содержащийся в Документации порядок оценки и сопоставления заявок, по мнению Заявителя, прописан недостаточно подробно, что влечет нарушение Заказчиком части 6 статьи 3 Закона о закупках;

- по мнению Заявителя, Заказчик присвоил заявочным материалам Заявителя заниженные баллы по подкритерию «Наличие предложений о локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при степени указанной локализации не менее 30%» критерия «Качество выполнения работ»;

- по мнению Заявителя, Заказчик присвоил заявочным материалам Заявителя заниженные баллы по подкритерию «Условия расчетов за выполненные по договору работы» критерия «Качество выполнения работ»;

- по мнению Заявителя, Заказчик присвоил заявочным материалам Damen Shipyards Gorinchmen завышенные баллы по подкритерию «Наличие опыта строительства дноуглубительных и/или аналогичных судов в установленные соответствующими договорами сроки за последние 3 года» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений»;

- при расчете балла по подкритерию «Срок гарантии на поставляемое Судно» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» в отношении заявочных материалов Damen Shipyards Gorinchmen допущена арифметическая ошибка.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителем заявлен дополнительный довод жалобы, согласно которому участник Запроса предложений Damen Shipyards Gorinchmen  представил заявочные материалы в двух томах, при этом некоторые документы в составе указанной заявки не переведены на русский язык, что противоречит требованиям Документации.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрен перечень сведений, определенных положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 12 Документации при оценке заявок на участие в Запросе предложений используются следующие критерии: «Цена договора», «Срок выполнения работ с учетом доставки», «Качество выполнения работ», «Квалификация участника открытого запроса предложений», «Срок гарантии на Судно».

Для получения итоговой оценки предложений участников Запроса использован метод, который обеспечивает сопоставимость предложений, получивших разную оценку по разным показателям.

Для получения итоговой оценки для системы разнотипных (имеющих разный физический смысл) показателей принята 10-балльная шкала.

По критерию «Цена Договора»  при оценке участнику, предложившему наилучшее (наименьшее) предложение по данному критерию выставляется максимально возможный балл (10), а баллы, полученные другими участниками, рассчитываются, как относительные наилучшему (наименьшему) предложению по формуле, указанной в пункте 12 Документации.

По критерию «Срок выполнения работ с учетом доставки» при оценке участнику, давшему наилучшее (наименьшее) предложение по данному критерию выставляется максимально возможный балл (10), а баллы, полученные другими участниками, рассчитываются как относительные наилучшему (наименьшему) предложению по формуле, указанной в пункте 12 Документации.

По критерию «Качество выполнения работ» присвоение (назначение) баллов производится каждым членом комиссии Заказчика экспертно в заданных границах принятой 10-балльной шкалы.

Итоговая средневзвешенная арифметическая оценка по данному критерию представляет сумму средневзвешенных баллов участника по каждому подкритерию критерия «Качество выполнения работ», присваиваемых каждому участнику экспертно с учетом детализации и проработанности предложений участников Запроса предложений по каждому такому подкритерию.

По критерию «Квалификация участника открытого запроса предложений» итоговая средневзвешенная арифметическая оценка по данному критерию представляет сумму средневзвешенных баллов, присваиваемых каждому участнику по подкритериям критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» в соответствии с формулами, указанными в пункте 12 Документации.

Оценка предложений участников Запроса предложений по критерию «Срок гарантии на поставляемые Суда» также осуществляется в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 12 Документации.

Учитывая, что Закон о закупках, иные принятые в его реализацию нормативные правовые акты не устанавливают требований к критериям, которые допустимо использовать для оценки и сопоставления заявок, порядку проведения оценки и сопоставления заявок, в том числе значимости того или иного критерия, количеству баллов, присваиваемых заявочным материалам участников по каждому критерию, пункт 12 Документации соответствует требованиями пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

2. В соответствии с подпунктом 3.5 пункта 12 Документации по подкритерию «Наличие предложений о локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при степени указанной локализации не менее 30%» критерия «Качество выполнения работ» баллы присваиваются каждым членом комиссии Заказчика экспертно на основании представленных участниками данной закупки предложений.

Из разъяснений Документации, размещенных Заказчиком на официальном сайте 29.11.2013, следует, что Степень локализации (процент исполнения) определяется судостроительным предприятием с иностранной верфью, по проекту которой предлагается строительство судна, самостоятельно.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседании Комиссии ФАС России, присвоение баллов по подкритерию, предусмотренному подпунктом 3.5 пункта 12 Документации, осуществлялось членами комиссии Заказчика на основании оценки представленных в составе заявки каждого участника Запроса предложений документов и их сопоставления с аналогичными документами других участников Запроса предложений.

В предложениях по локализации, содержащихся в заявочных материалах Заявителя, не указан точный процент локализации, перечень судостроительных предприятий Российской Федерации, на которых Заявитель обязуется осуществить строительство не менее 30% объема конструкции судна (судов) предлагаемого проекта. При этом, Заявитель обязуется осуществить строительство не менее 30% объема конструкции судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при исполнении Заказчиком условия об одобрении судостроительного предприятия.

В заявке ЗАО «Завод «Красное Сормово» предложена степень локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации, равная 50%, в заявке участника Damen Shipyards Gorinchmen – 40%.

Представленное на заседании Комиссии ФАС России партнерское соглашение, заключенное 28.11.2013 между Заявителем и ЗАО «Завод гидромеханизации» отсутствует в составе заявки Заявителя. Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика  ЗАО «Завод гидромеханизации» не является членом ОСК, что противоречит одному из условий, которые Заявитель в своей заявки указал как условия исполнения обязательств по локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при степени указанной локализации не менее 30%.

Учитывая экспертный порядок присвоения баллов по подкритерию «Наличие предложений о локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при степени указанной локализации не менее 30%» критерия «Качество выполнения работ», а также тот факт, что Заявителем предложен минимально возможный в соответствии с Документацией и уступающий предложениям иных участников Запроса предложений процент локализации,  который Заявитель готов обеспечить исключительно при наступлении определенных условий, действия Заказчика в части проведения оценки заявок участников Запроса предложений по указанному подкритерию соответствуют порядку оценки и сопоставления заявок,  предусмотренному пунктом 12 Документации.

3. В соответствии с подпунктом 3.4 пункта 12 Документации при присвоении балов по подкритерию «Условия расчетов за выполненные по договору работы» критерия «Качество выполнения работ» учитываются размеры и распределение платежей в привязке к графику выполнения работ по договору, а также наличие и условия рассрочки при  расчетах по договору на срок не менее 5 лет.

Формой 2.4, которая является неотъемлемой частью Документации, предусмотрены условия расчетов за выполненные по договору работы (пункт 3.4 Системы критериев оценки), согласно которым размер первого авансового платежа не может превышать 30% от цены договора.

Оценивается размер и распределение по графику строительства авансовых платежей, а также наличие и условия рассрочки  по расчетам за суда не менее 5 лет.

Условия платежей должны быть сформулированы в виде графика платежей; суммы платежей должны быть детализированы в абсолютном и относительном (%) выражении; при установлении процентной ставки за рассрочку платежа она должна быть представлена в виде единой (эффективной) процентной ставки.

Согласно заявочным материалам Заявителя 70 % общей суммы договора выплачивается Заказчиком по безотзывному подтвержденному аккредитиву по схеме, предложенной Заявителем.

При этом, из заявки Заявителя следует, что платежи по контракту такого типа обычно производятся по аккредитиву приемлемого российского банка (например, Сбербанк). Заявитель предлагает организовать долгосрочное финансирование, где Заявитель в тесном сотрудничестве с Заказчиком и приемлемым российским банком может структурировать долгосрочное финансирование, которое не только покрывает стадию строительства, на также период до 8 лет после поставки.

Один из банков, зарегистрированных в Нидерландах, выразил свою заинтересованность в проекте, поэтому Заявитель весьма уверен, что способен гарантировать финансирование проекта.

Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, предлагаемая Заявителем  схема предоставления рассрочки носит декларативный характер и предполагает, что Заказчик самостоятельно должен обеспечить взаимодействие с банками для достижения условий, указанных в заявке Заявителя.

Кроме того, использование аккредитива при финансировании проекта в случае заключения договора с Заявителем возлагает на Заказчика дополнительные финансовые обременения.

Учитывая изложенное,  а также экспертный порядок оценки по подкритерию «Условия расчетов за выполненные по договору работы» критерия «Качество выполнения работ», действия Заказчика при оценки заявки Заявителя по данному подкритерию не противоречат требованиям пункта 12 документации.

4. Присвоение баллов по подкритерию «Наличие опыта строительства дноуглубительных и/или аналогичных судов в установленные соответствующими договорами сроки за последние 3 года» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» осуществляется Заказчиком путем присвоения (назначение) баллов каждым членом комиссии Закзачика экспертно в заданных границах принятой 10-балльной шкалы.

При этом, 0 баллов присваивается, если участник Запроса предложений не представил подтверждение строительства судов в установленные соответствующим договором сроки или представил подтверждение строительства одного судна в установленные соответствующим договором сроки; 2 балла - если участник представил подтверждение строительства двух судов в установленные соответствующим договором сроки; 5 баллов - если Участником представлено подтверждение строительства трех судов в установленные соответствующим договором сроки; 10 баллов - если участником представлено подтверждение строительства четырех и более судов в установленные соответствующим договором сроки (пункт 12 Документации).

В соответствии с пунктом 12 Документации, формой 2.5, которая является неотъемлемой частью Документации (далее – Форма 2.5), под аналогичным судом понимается  дноуглубительное судно (самоходное или несамоходное судно, предназначенное для извлечения и транспортировки грунта),  трюмный земснаряд (самоходное или несамоходное судно, предназначенное для извлечения грунта специальными устройствами (черпаками, всасывающими устройствами, грейферами и др.) и имеющее трюмы для размещения грунта и его транспортировки), которые при доработке отдельных конструктивных решений в проекте такого судна, могут быть построены для целей настоящего договора с полным соответствием техническому заданию к договору.

При этом, дополнительных требований к техническим характеристикам таких судов Заказчиком в Документации не установлено.

Формой 2.5 установлена обязанность представлять данные о наличии у участников Запроса предложений опыта строительства дноуглубительных и/или аналогичных судов в установленные соответствующими договорами сроки за последние 3 года в табличной форме с приложением копий титульного листа договора, подписного листа договора, листа содержащего сроки выполнения договора, акта сдачи-приемки оказанных услуг (в случае если указанные документы предоставляются не на русском языке, должна быть представлена переведенная на русский язык и заверенная участником копия таких документов).

Комиссией ФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя, в заявочных материалах участника Запроса предложений Damen Shipyards Gorinchmen представлены копии документов, подтверждающих строительства   более четырех аналогичных судов, что достаточно для присвоения максимального балла по подкритерию «Наличие опыта строительства дноуглубительных и/или аналогичных судов в установленные соответствующими договорами сроки за последние 3 года» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений».

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в присвоение Заявителю, Damen Shipyards Gorinchmen по данному подкритерию 10 баллов (протокол заседания комиссии №ЦА 103-13/2 по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Запросе предложений от 30.12.2013), правомерны.

5. С доводом Заявителя о допущенной Заказчиком при расчете балла по подкритерию «Срок гарантии на поставляемое Судно» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» в отношении заявочных материалов Damen Shipyards Gorinchmen арифметической ошибки, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России согласился.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с пояснениями представителя Заказчика, представленными на заседании Комиссии ФАС России, при пересчете баллов по указанному подкритерию заявке Damen Shipyards Gorinchmen следовало присвоить 0,19 баллов.

Вместе с тем, в случае соответствующего пересчета баллов Damen Shipyards Gorinchmen сохранит больший итоговый балл по сравнению с иными участниками Запроса предложений.

6. В соответствии с пунктом 2 Документации документы, входящие в состав заявки на участие в Запросе предложений (далее - Заявка), должны быть скреплены таким образом, чтобы исключить случайное выпадение или перемещение страниц. Все документы, прилагаемые к Заявке, прошиваются в один том. Все листы, без исключения, должны иметь сплошную нумерацию.

Пунктом 3 Документации установлено, что все документы, входящие в Заявку, должны быть подготовлены на русском языке за исключением тех документов, оригиналы которых на ином языке. Указанные документы должны быть представлены на языке оригинала с подтверждением подлинности указанных документов апостилем, при условии, что к ним приложен заверенный нотариально перевод этих документов на русский язык. Допускается представление Международных сертификатов или их копий на языке оригинала без нотариального перевода на русский язык.

В соответствии с пунктом 10 Документации участник Запроса предложений не допускается к участию в Запросе предложений, в том числе, в случае несоответствия Заявки требованиям Документации, в том числе если: а) Заявка не соответствует форме, представленной в Документации, и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям Запроса предложений; б) документы не подписаны должным образом.

Комиссия ФАС России установила, что заявочные материалы Damen Shipyards Gorinchmen представляют собой две сшитых папки, которые содержат сквозную нумерацию, указание на то, что каждая из указанных папок является самостоятельным томом заявки отсутствует, заявочные материалы Damen Shipyards Gorinchmen соответствуют требованиям пункта 3 Документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИХЦ Холланд Б.В.» от 22.01.2014 № 90.053 (вх. № 6869/14 от 23.01.2014) на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062)  в части установления ФГУП «Росморпорт» порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) не в полном объеме, необоснованной.

2. Признать жалобу ИХЦ Холланд Б.В.» от 22.01.2014 № 90.053 (вх. № 6869/14 от 23.01.2014) на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062)  в части нарушения ФГУП «Росморпорт» порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) по подкритерию «Наличие предложений о локализации строительства судна (судов) предлагаемого проекта на судостроительных предприятиях Российской Федерации при степени указанной локализации не менее 30%» критерия «Качество выполнения работ», по подкритерию «Условия расчетов за выполненные по договору работы» критерия «Качество выполнения работ», по подкритерию «Наличие опыта строительства дноуглубительных и/или аналогичных судов в установленные соответствующими договорами сроки за последние 3 года» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» необоснованной.

3. Признать жалобу ИХЦ Холланд Б.В.» от 22.01.2014 № 90.053 (вх. № 6869/14 от 23.01.2014) на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062)  в части допуска к участию в данной закупочной процедуре участника заявка которого не соответствует требованиям пунктов 2, 3 документации о проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) необоснованной.

4. Признать жалобу  «ИХЦ Холланд Б.В.» от 22.01.2014 № 90.053 (вх. № 6869/14 от 23.01.2014) на действия заказчика ФГУП «Росморпорт» при проведении открытого запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) в части допущения ФГУП «Росморпорт» арифметической ошибки при расчете балла по подкритерию «Срок гарантии на поставляемое Судно» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» в отношении заявочных материалов Damen Shipyards Gorinchmen обоснованной.

5. Признать ФГУП «Росморпорт» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. Учитывая, что допущенное ФГУП «Росморпорт» нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запроса предложений № ЦА 103-13 по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству дноуглубительного судна с объемом трюма 2000 м3 - 2500 м3 для нужд Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» (извещение № 31300689062) по подкритерию «Срок гарантии на поставляемое Судно» критерия «Квалификация участника открытого запроса предложений» в отношении заявочных материалов Damen Shipyards Gorinchmen, не повлияло на результаты данной закупочной процедуры обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны