Решение №28/32617/22 Решение 223ФЗ-119/22 от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-119/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО Группа «Солнечный Город»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

31.03.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>, <...>,

ООО Группа «Солнечный Город»: <...>,

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО Группа «Солнечный Город» от 11.03.2022 № 57 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме № 323/ОКЭ-ЦДПО/22 на право заключения договора на оказание услуг по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК) пассажирских вагонов в пути следования поездов на транзитных железнодорожных станциях (извещение № 32211180739), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО Группа «Солнечный Город»
(далее – Заявитель) от 11.03.2022 № 57 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме № 323/ОКЭ-ЦДПО/22 на право заключения договора на оказание услуг по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК) пассажирских вагонов в пути следования поездов на транзитных железнодорожных станциях (извещение № 32211180739) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке,
за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 16.02.2022 № 33) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Документация):

1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 28.02.2022;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 660 638 669 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 29.03.2022;

4. Дата рассмотрения заявок – 13.04.2022;

5. Дата подведения итогов Конкурса – 14.04.2022.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно
на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 18.03.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения продлен до 31.03.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании
в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки
не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам
при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении
об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами
в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации
о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Извещением и Документацией предусмотрено, что предметом закупки является оказание услуг по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетных комплексов (далее – ЭЧТК) пассажирских вагонов в пути следования поездов на транзитных железнодорожных станциях.

В соответствии с техническим заданием (приложение № 1.1 к Документации) оказание услуг по предмету закупки осуществляется в различных регионах Российской Федерации, например: Республика Карелия; Ленинградская область; Ростовская область; Ставропольский край; Смоленская область; Красноярский край, Архангельская область; Тюменская область; Воронежская область; Саратовская область; Республика Бурятия; Хабаровский край и др.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки, ввиду объединения в один лот оказания услуг
в 8 различных округах Российской Федерации на 34 железнодорожных станциях, поскольку осуществление закупки укрепленным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, что, в свою очередь, увеличивает начальную максимальную цену договора, размер обеспечения заявки на участие
в Конкурсе, и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что пунктом 82 Положения о закупке предусмотрено, что при формирования лота
не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот услуг, технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью оказания комплекса услуг.

При этом указанные в Документации услуги по сервисному обслуживанию ЭЧТК являются идентичными на всей территории Российской Федерации, поскольку
для их оказания используется идентичное оборудование и техника (ассенизаторские машины). Кроме того, вышеуказанная деятельность осуществляется в соответствии
с однотипной нормативно-технической документацией Заказчика. Таким образом, оказываемые в соответствии с Документацией услуги являются технологически
и функционально взаимосвязанными.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что проведение закупки одним лотом необходимо для обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам, заключенным между
ОАО «РЖД», Минобороны России и МВД России, в соответствии с условиями которых оказание услуг по ЭЧТК осуществляется на протяжении всего пути следования подвижного состава, начиная с момента подачи вагонов и заканчивая моментом фактической погрузки/выгрузки подвижного состава, а также обслуживание
по всему маршруту следования воинского эшелона.

Кроме того, представители Заявителя не представили доказательств, свидетельствующих о том, что объединение в один лот указанных услуг противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи с чем Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО Группа «Солнечный Город» (ИНН: 7602094760;
ОГРН: 1127602007510) от 11.03.2022 № 57 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении конкурса
в электронной форме № 323/ОКЭ-ЦДПО/22 на право заключения договора

на оказание услуг по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК) пассажирских вагонов в пути следования поездов на транзитных железнодорожных станциях (извещение № 32211180739) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО Группа "Солнечный Город"
ИНН 7602094760, ОГРН 1127602007510
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666