Решение №28/63047/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-299/23 от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-299/23

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТД «Кубаньжелдормаш»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

02.08.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>, <...>,

ООО «ТД «Кубаньжелдормаш»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ТД Кубаньжелдормаш» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной
форме на право заключения договора на поставку средств малой
механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru, лот № 3), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ТД Кубаньжелдормаш»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной
форме на право заключения договора на поставку средств малой
механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru, лот № 3) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом
о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.04.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 3 –
    321 379 495, 20 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 02.08.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 14.08.2023;

  5. Дата подведения итогов – 15.08.2023.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 25.07.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 02.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован предмет закупки, поскольку Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально
    и технически не связанные товары, подлежащие к поставке в различных субъектах Российской Федерации.

  2. Заказчиком неправомерно установлены технические
    и функциональные характеристики подлежащего к поставке товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно:
в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут
за собой необоснованное ограничение количества участников закупки,
за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован предмет закупки, поскольку Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технически не связанные товары, подлежащие к поставке в различных субъектах Российской Федерации.

Согласно Извещению и пункту 1.2 Документации предметом закупки является поставка средств малой механизации.

В соответствии с приложением № 1.1 к Документации к поставке по лоту № 3 подлежит следующее оборудование:

1. Ключ путевой универсальный автономный;

2. Комплект для выправки пути;

3. Рельсосверлильный станок;

4. Рихтовщик гидравлический моторный;

5. Станок рельсосверлильный автономный.

При этом в соответствии с приложением № 1.1.1 к Документации указанное оборудование подлежит к поставке в адрес полигонов железных дорог, находящихся в различных субъектах Российской Федерации.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки, ввиду объединения в один лот поставки функционально и технически несвязанных товаров в адрес полигонов железных дорог, находящихся в различных субъектах Российской Федерации, что, в свою очередь, увеличивает начальную максимальную цену договора, размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе, и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что подлежащее к поставке по лоту № 3 оборудование является технологически и функционально взаимосвязанным, поскольку указанное оборудование необходимо Заказчику при проведении работ по текущему содержанию железных дорог, а также при ремонте железнодорожного пути.

Кроме того, представители Заказчика сообщили, что поставка указанного оборудования осуществляется в адрес полигонов железных дорог, находящихся в различных субъектах Российской Федерации, ввиду потребности Заказчика в снижении финансовых затрат на приобретение средств малой механизации, а также с целью сокращения сроков поставки необходимого оборудования.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона
о закупках.

Вместе с тем представителем Заявителя не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не находит своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлены технические и функциональные характеристики подлежащего к поставке товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.

Разделом 2 приложения № 1.1 к Документации установлены характеристики подлежащего к поставке по лоту № 3 оборудования, в том числе рельсосверлильного станка.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что совокупности установленных в разделе 2 приложения № 1.1 к Документации характеристик рельсосверлильного станка соответствует товар «Станок рельсосверлильный МРС-БМ с 4-тактным бензиновым двигателем», производителем которого является ООО «Хайтек проект».

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии
ФАС России пояснил, что описание предмета закупки осуществлено с учетом потребностей Заказчика, а также с учетом эксплуатационных особенностей использования закупаемого в рамках Конкурса оборудования.

Кроме того, представителями Заказчика предоставлены письма
ЗАО «Электромагнит» от 26.07.2023 №
791, а также ООО «НПП «ТЕХНОС»
от 25.07.2023 № 237-252, в соответствии с которыми указанные общества сообщают о готовности произвести и поставить оборудование, соответствующее требованиям, предусмотренным р
азделом 2 приложения
№ 1.1 к Документации.

Таким образом, изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего технические
и функциональные характеристики, указанные
разделом 2 приложения
№ 1.1 к Документации
в отношении рельсосверлильного станка,
не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что совокупности технических и функциональных характеристик
указанного оборудования соответствует товар конкретного производителя.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТД Кубаньжелдормаш» (ИНН: 7727314845; ОГРН: 1177746327164) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД»
(ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора
на поставку средств малой механизации (извещение № 891/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru, лот № 3)
необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>

Члены Комиссии ФАС России: <...>

<...>

 

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "ТД "Кубаньжелдормаш"
ИНН 7727314845, ОГРН 1177746327164
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666