Решение №28/34137/24 Решение 223ФЗ-121/24 от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 223ФЗ-121/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Бизнес Центр» на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителя:

АО «АГЗРТ»: <...> (доверенность от 09.01.2024 № 1),

представители ООО «Ритуал» и ООО «Бизнес Центр» на заседание Комиссии
ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Бизнес Центр» от 03.04.2024 № 01-03/04-2023 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «АГЗРТ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора
на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию (в том числе по ведению бухгалтерского учета, расчету заработной платы и учету расчетов по налогам, страховым взносам, подготовке и сдаче отчетности) для нужд ООО «Ритуал» (извещение № 32413440581), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Бизнес Центр» (далее – Заявитель)
от 03.04.2024 № 01-03/04-2023 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «АГЗРТ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
по бухгалтерскому обслуживанию (в том числе по ведению бухгалтерского учета, расчету заработной платы и учету расчетов по налогам, страховым взносам, подготовке и сдаче отчетности) для нужд ООО «Ритуал» (далее – Заказчик)
(извещение № 32413440581) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочной документацией (далее – Документация) установлено,
что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»: http://agzrt.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://agzrt.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки АО «АГЗРТ» для организации
и проведения закупочных процедур в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, утвержденным приказом Генерального директора от 30.11.2023 б/н (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе,
не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора
с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5
статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Согласно извещению об осуществлении закупки (далее – Извещение), Документации, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 28.03.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 913 880 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений
– 05.04.2024 16:00 (МСК+1);

4. На участие в Запросе предложений подано 4 заявки;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
в Запросе предложений – 08.04.2024;

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок допущено к участию
в Запросе предложений 4 заявки;

7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
в Запросе предложений – 11.04.2024;

8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям Документации признаны заявки 4 участников;

9. Дата подведения итогов – 11.04.2024

10. По результатам подведения итогов победителем признано
ООО «Софтлайн Аутсорсинг ПФО» с предложением о цене договора в размере
1 653 000 рублей.

В ходе заседания 15.04.2024 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 1
6.04.2024.

Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператор не обеспечил надежность функционирования
программно-технических средств, используемых при проведении
Запроса предложений, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Запросе предложений.

Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Запроса предложений Оператор действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.

Рассмотрев представленные материалы Заявителя и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 16 статьи 3.4 Закона о закупках участник конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на специальном банковском счете и в отношении которых не осуществлено блокирование.

Вместе с тем в соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства», установлено, что при осуществлении конкурентной закупки оператором электронной площадки может взиматься плата за участие
в конкурентной закупке в случаях и порядке, которые определены в соответствии
с частью 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено,
что допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица,
с которым заключается контракт
, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10 мая 2018 г. № 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» (далее – Постановление № 564) операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату
с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, в том числе совместных конкурса
или аукциона.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений – 05.04.2024 16:00 (МСК+1).

Из содержательной части Жалобы следует, что у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Запросе предложений ввиду того, что Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя, в связи с отсутствием у Заявителя
на специальном банковском счете денежных средств для осуществления автоматического блокирования средств в счет оплаты услуг Оператора. Вместе с тем Заявитель указал на отсутствие требования к обеспечению заявки на участие
в Запросе предложений со стороны Заказчика согласно Документации, однако
при этом Оператором включено в обязательное поле для заполнения заявки
на участие в Запросе предложений требование о блокировке денежных средств.

Из письменных пояснений Оператора следует, что Заявитель дважды направлял заявку на участие в Запросе предложений 02.04.2024 в 09:08 (МСК)
и в 15:14 (МСК), однако оба раза Оператор возвращал указанные заявки Заявителю.

Оператор в пояснениях указал, что заявки возвращены Заявителю ввиду отсутствия на специальном банковском счете Заявителя денежных средств в размере 6000 рублей, резервируемых в качестве платы, взимаемой Оператором с победителя по итогам Запроса предложений, что также подтверждается представленными запросами в ПАО Сбербанк.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, установила, что пунктом 9 правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры с лица,
с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 564 (далее – Правила), предусмотрено, что при взимании платы оператор электронной площадки, оператор специализированной площадки
не вправе ограничивать участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Оператора противоречат пункту 9 Правил и нарушают часть 12
статьи 3.3 Закона о закупках.

Изучив представленные материалы, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать жалобу ООО «Бизнес Центр» (ИНН: 2443044064;
ОГРН: 1142443000886) от 03.04.2024 № 01-03/04-2023 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «АГЗРТ» (ИНН: 1655391893;
ОГРН: 1171690094630) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
по бухгалтерскому обслуживанию (в том числе по ведению бухгалтерского учета, расчету заработной платы и учету расчетов по налогам, страховым взносам, подготовке и сдаче отчетности) для нужд ООО «Ритуал»
(извещение № 32413440581) обоснованной.

2. Признать в действиях АО «АГЗРТ» нарушение части 12 статьи 3.3
Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением
от 16.04.2024 по делу № 223ФЗ-121/24.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

АО «АГЗРТ»
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
ООО "Бизнес Центр"
ИНН 2443044064, ОГРН 1142443000886
ООО "Ритуал"
ИНН 1832151042, ОГРН 1181832026243